НОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Проблема и цель. Требования к результатам профессиональной подготовки студентов в условиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования1 (ФГОС ВО) актуализировали проблему определения и обеспечения условий для приобретения студентами опыта системного использования предметных знаний в межпредметной и матапредметной областях. Целью статьи является выявление и обоснование возможностей повышения дидактического потенциала теоретической подготовки студентов в формировании профессиональных компетенций студентов в вузе.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение результатов научных исследований отечественных и зарубежных ученых, отражающих идеи актуальных подходов к обучению в высшем образовании, а именно: компетентностного, контекстного и междисциплинарного, среди которых компетентностный подход является ведущим.
Результаты. С опорой на анализ образовательной теории и практики выведены и обоснованы основные дидактические принципы, позволяющие выстроить теоретическую подготовку студентов в компетентностно ориентированном формате, а именно: принцип профессиональной направленности обучения, принцип междисциплинарной интеграции и поликонтектстности предмета обучения. Предложен поликонтекстный образовательный модуль (ПОМ) как средство, удовлетворяющее требованиям
профессионального стандарта «Педагог…»2 и ФГОС ВО, нацеленное на обогащение опыта будущей профессиональной деятельности студента. Представлен анализ реализации концепций ПОМ в образовательном процессе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева и Сибирского технологического университета, и доказана их результативность в формировании и развитии профессиональных компетенций студентов.
Заключение. В статье освещены теоретические основы реализации идей компетентностного подхода в обогащении дидактического потенциала тео-ретической подготовки студентов, нацеленной на формирование их профессиональных компетенций. Представлена авторская концепция поликонтекстного образовательного модуля, отражающая идею включения студентов в учебную деятельность по освоению профессионально ориентированного поликонтекстного содержания, что обогащает их опыт квазипрофессиональной деятельности.