ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена анализу ценностной картины мира коллектива студентов и преподавателей филологического факультета в постперестроечную эпоху, характеризующуюся как «общество потребления». Аксиологическая картина мира претерпела трансформацию под влиянием общественных перемен. Нас интересует, изменился ли комплекс ценностей носителей русского языка разного возраста и как изменился. На фоне различных исследований социологов, психологов, культурологов мы отдаем предпочтение лингвоаксиологическому аспекту в исследованиях ценностей. Именно язык является средством доступа к языковому сознанию, способом его «овнешнения». В этом направлении эффективными являются экспериментальные методы исследования.
Для изучения языкового сознания необходимо учитывать, что структура языкового сознания изоморфна психике человека и соответственно подразделяется на область осознаваемого и неосознаваемого, или бессознательного.
Осознаваемый уровень языкового сознания может быть исследован путем процедур (анкетирование, шкалирование и т.д.), предполагающих обдуманные ответы на заданные вопросы и задания.
Цель исследования: определение базовых жизненных ценностей осознаваемого уровня языкового сознания студентов и преподавателей филологического факультета КГПУ им. В.П. Астафьева, – достигается путем анкетирования и количественной и качественной (семантической) интерпретации полученных данных.
В анкетировании «Жизненные ценности» в 2017 году участвовали 89 преподавателей и студентов первого и пятого курсов филологического факультета (ФФ) Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (КГПУ).
Избранные приемы и методы позволили прийти к выводам о том, что в выборе наиболее значимых ценностей студентов и преподавателей находится около 50 % совпадений (среди которых: семья, здоровье, любовь), определяющих основу ментального (концептуального) ядра ценностей здорового коллектива, независимо от возраста. Отмечаемые несовпадения ценностей студенческих групп испытуемых и группы преподавателей могут быть охарактеризованы как возрастные предпочтения молодых людей, стремящихся к таким ценностям, как: образование, дружба, самосовершенствование, благополучие, деньги. Для поколения преподавателей − это нравственные ценности: честность и доброта.