МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ В УСЛОВИЯХ ДИГИТАЛИЗАЦИИ

  • VONOG Vita V. Сибирский федеральный университет (Красноярск)
  • POLIKARPOVA Svetlana V. Сибирский федеральный университет (Красноярск)
  • ANDYUSEVA Valentina G. Сибирский федеральный университет (Красноярск)
  • SHAGALINA Olga V. Сибирский федеральный университет (Красноярск)
Ключевые слова: иностранный язык, автономное чтение, модель, система контроля, дигитализация, аспирантура.

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме обучения чтению профессионально ориентированной литературы студентов инженерных направлений Сибирского федерального университета (далее – СФУ). Авторы рассматривают возможные подходы к организации процесса чтения в условиях дигитализации образования, выделяя при этом особую роль автономного чтения. Практической целью статьи является разработка модели чтения профессионально ориентированных текстов, при руководстве которыми студенты могли бы развить большую самостоятельность на этапе поиска, умение давать качественную оценку ресурсам и содержанию текстов, способность анализировать, интерпретировать и обрабатывать получаемую информацию.

Методологию исследования составляет анализ как государственных образовательных стандартов высшего образования, так и работ отечественных и зарубежных педагогов в области обучения чтению профессионально ориентированных текстов на иностранном языке.

Результаты исследования. В рамках использования электронного образовательного курса «Иностранный язык для аспирантов (английский)», размещенного на платформе LMS Moodle, разработана модель (алгоритм) обучения автономному чтению профессионально ориентированных текстов аспирантов, обучающихся по направлениям 08.06.01 Техника и технологии строительства, 07.06.01 Архитектура, 13.06.01 Электро- и теплотехника, 03.06.01 Физика и астрономия, 15.06.01 Машиностроение.

Заключение. Результаты позволили сделать следующий вывод: применение синхронных и асинхронных технологий обеспечивает создание модели обучения автономному чтению, эффективность которой зависит от всех участников образовательного процесса. Преподаватель может точно предоставить алгоритм работы при выборе и работе с текстом, познакомить с критериями оценки устного монологического высказывания на экзамене, основанного на прочтении профессионально ориентированного текста. С другой стороны, навыки самостоятельного поиска знаний посредством работы с дополнительными информационными ресурсами, работа в автономном режиме не только способствуют повышению мотивации в обучении иностранному языку, но и позволяют любому аспиранту критически оценивать качество информации и адекватно ее интерпретировать.

Литература

1. Андюсева В.Г., Латынина Е.С., Поликарпова С.В., Шагалина О.В. Использование конкорданса в обучении английскому языку для специальных академических целей в неязыковом вузе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8, № 10-1. С. 5–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32451034 .
2. Бугайчук Т.В. Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 131–135. URL: https://elibrary.ru https://elibrary.ru/item.asp?id=25897795 .
3. Воног В.В. Контроль обученности иностранному языку в аспирантуре инженерного профиля // Казанский педагогический вестник. 2018. № 6. С. 127–131. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36643815 .
4. Горюнова Е.С. Критерии отбора текстов для обучения студентов неязыковых вузов иноязычному профессионально ориентирован-ному чтению // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 2 (104). С. 60–63. URL: https://elibrary.ru https://elibrary.ru/item.asp?id=15581495 .
5. Давыденко Ю.И. Обучение автономному чтению на иностранном языке в техническом вузе: критерии отбора текстового материала // Труды БГТУ. Сер. 4: Принт- и медиа-технологии. 2017. № 1 (195). С. 52–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30726176 .
6. Дятлова Р.И. Стратегии автономного чтения в обучении иностранного языка в высшей школе // Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем: сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. 2017а. С. 338–341. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32418378 .
7. Дятлова Р.И. Технологическое обеспечение стратегий автономного чтения // Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения. 2017б. Т. 17, № 5. С. 1232–1234. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32844386 .
8. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 208 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19918741 .
9. Краснощекова Г.А. Модульная организация учебного процесса по иностранным языкам студентов инженерных специальностей // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2016. № 3 (27). С. 2–5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27701280 .
10. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. Минск: Академия, 2010. 365 с.
11. Прохорова О.А., Воног В.В. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам в аспирантуре // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С. 25–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24988807 .
12. Серова Т.С. Обучение гибкому иноязычному профессионально ориентированному чтению в условиях деловой межкультурной коммуникации: монография. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009.
13. Титова С.В. Модель мобильного обучения иностранным языкам // Педагогика и психология образования. 2017. № 1. С. 123–133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29109851 .
14. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учеб.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 2005.
15. Facer K. Taking the 21st century seriously: young people, education and socio-technical futures // Oxford Review of Education. 2012. Vol. 38 (1). P. 97–113. DOI:https://doi.org/10.1080/03054985.2011.577951 .
16. Nurutdinova A.R. et al. The interactive education in teaching languages: microblogging as the way to improve postgraduate students’ communicative interaction in English // XLinguae. 2018. Т. 11, № 2. С. 120–135. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35513699 . DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.02.10 .
17. Shershneva V.A., Shkerina L.V., Sidorov V.N., Sidorova T.V., Safonov K.V. Contemporary Didactics in Higher Education in Russia // European Journal of Contemporary Education. 2016. Vol. 17. P. 357–367. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2016.17.357 . URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27000432 .
18. Sysoev P.V., Evstigneeva I.A., Evstigneev M.N. The development of students’ discourse skills via modern information and communication technologies // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 200. P. 114–121. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.028 . URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25147001 .
19. Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Teaching English as a Foreign Language to Law Students Based on Content and Language Integrated Learning Approach. In: Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective Advances in Intelligent Systems and Computing / Ed. by Anikina Zh. Springer International Publishing, 2019. P. 237–244. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36858603 .
20. Tomlinson B. Materials development for language learning and teaching. In: Language teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. Vol. 45, is. 2. P. 143–179. DOI: https://doi.org/10.1017/S0261444811000528 .
21. Volegzhanina I.S., Chusovlyanova S.V., Adolf V.A., Bykadorova E.S., Belova E.N. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in post-soviet professional education // Journal of Social Studies Educational Research. 2017. Vol. 8(2). P. 39–61. DOI: https://doi.org/10.17499/jsser.34544. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31085865 .
22. Vonog V.V., Yarotskaya L.V. Learning individual’s development as function of productive assessment // The Asian EFL Journal. 2018. Vol. 6 (20). P. 429–449. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35550111 .
23. Watson J. Blended learning: The convergence of online and face-to-face education. North American Council for Online Learning. 2008. 16 p.
24. Whitelock D. Activating Assessment for Learning: are we on the way with Web 2.0? In: Web 2.0-Based-E-Learning: Applying Social Informatics for Tertiary Teaching / Lee, M.J.W. and McLoughlin, C. (Eds.). IGI Global. 2010. P. 319–342. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-60566-294-7.ch017 .
25. Whitelock D., Watt S. Reframing e-assessment: adopting new media and adapting old frameworks // Learning, Media and Technology. 2008. Vol. 33 (3). P. 151–154. DOI: https://doi.org/10.1080/17439880802447391 .
Опубликован
2019-10-30
Как цитировать
V., V., V., P., G., A., & V., S. (2019). МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ В УСЛОВИЯХ ДИГИТАЛИЗАЦИИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 49(3), 36-45. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-140