ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ИНЖЕНЕРА В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Ключевые слова: профессиональная коммуникативная личность инженера, практико-ориентированный подход, иноязычная подготовка, решение производственно-ситуационных задач, технологии ИИ, Curipod, ELSA Speak, QuillBot.

Аннотация

Постановка проблемы. В статье анализируются проблемы формирования профессиональной коммуникативной личности инженера в процессе практико-ориентированного обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется использованию технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ) при решении производственно-ситуационных задач, имитирующих профессиональное общение будущего специалиста, так как современная наука не раскрывает специфику их применения в контексте формирования профессиональной коммуникативной личности инженера.

Цель статьи – выявить и обосновать использование технологий ИИ, раскрыть их функционал при решении учебно-познавательных и научно-исследовательских задач в процессе формирования профессиональной коммуникативной личности инженера, а также определить перспективы их применения в процессе обучения иностранному языку.

Методология и методы исследования. Методологию исследования составляет анализ психолого-педагогической литературы, посвященной характеристикам технологий искусственного интеллекта при решении производственно-ситуационных задач в процессе формирования профессиональной коммуникативной личности инженера в рамках практико-ориентированного подхода. Обобщение практического опыта внедрения технологий ИИ в обучение иностранному языку позволило выявить их функционал и последовательность использования в процессе осмысления зарубежного практического опыта в различных областях науки и техники через поисково-референтное чтение научных статей, составление профессионального лексикона, автоматическое создание аннотаций, резюме, докладов, а также визуализацию данных научных исследований.

Результаты исследования. Определено понятие «профессиональная коммуникативная личность инженера» как результат практико-ориентированного обучения иностранному языку, требующий оценки, в том числе со стороны потенциального работодателя, на основе решения производственно-ситуационных задач, коррелирующих с профессиональной деятельностью будущих инженеров. Выявлен и представлен алгоритм решения производственно-ситуационной задачи, выполненной студентами, обучающимися по программам инженерной подготовки Сибирского федерального университета, с опорой на такие технологии ИИ, как Curipod, ELSA Speak и QuillBot.

Заключение. Перспективы исследования практико-ориентированного подхода в контексте формирования профессиональной коммуникативной личности инженера определены дальнейшим изучением положительного опыта и тиражирования применения технологий искусственного интеллекта в процессе обучения иностранному языку.

Литература

1. Воног В.В. Концептуальные основы проектирования системы иноязычной подготовки в техническом вузе. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2023. 156 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54709133 (дата обращения: 01.11.2025).
2. Есин Р.В., Кустицкая Т.А., Носков М.В. Прогнозирование успешности обучения по дисциплине на основе универсальных показателей цифрового следа // Информатика и образование. 2023. № 38 (3). С. 31–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54100036 (дата обращения: 01.11.2025).
3. Ильина Н.Ф., Гэдэ Б. Сравнительный анализ развития поликультурной образовательной среды педагогических вузов (на примере вузов Сибирского федерального округа) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2024. № 4 (70). С. 56–64. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_76083514_44509103.pdf (дата обращения: 01.11.2025).
4. Котлярова И.О. Цифровая трансформация образования как инновация // Вестник Южно-уральского государственного университета. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2022. Т. 14, № 1. С. 6–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48071592 (дата обращения: 01.11.2025).
5. Лазуренко Е.Ю., Саломатина М.С., Стернин И.А. Профессиональная коммуникативная личность. Воронеж: Истоки, 2007. 194 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32681243 (дата обращения: 01.11.2025).
6. Мыскин С.В. Языковая профессиональная личность // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 12 (30): в 2 ч. Ч. I. C. 150–157. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20684095 (дата обращения: 01.11.2025).
7. Серова Т.С., Коваленко М.П., Горева Т.А., Тулиева К.В. Технология овладения будущими инженерами билингвальным понятийным терминологическим лексиконом в нефтегазовой сфере // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 1. С. 68–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48665385 (дата обращения: 01.11.2025).
8. Стогниева О.Н. Использование ChatGPT в планировании учебных занятий по английскому языку // Информатика и образование. 2024. № 39 (4). С. 77–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=73882699 (дата обращения: 01.11.2025).
9. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6–16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50739331 (дата обращения: 01.11.2025).
10. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Обратная связь в обучении иностранному языку: от информационных технологий к искусственному интеллекту // Язык и культура. 2024. № 65. С. 242–261. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65524412 (дата обращения: 01.11.2025).
11. Титова С.В. Технологические решения на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 2. С. 18–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67224482 (дата обращения: 01.11.2025).
12. Харламенко И.В., Воног В.В. Искусственный интеллект как инструмент обратной связи для контроля результатов обучения иностранному языку // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: матер. VIII Междунар. науч. конф.: в 4 ч. Красноярск, 2024. С. 456–459. URL: https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=686286&show_refs=1 (дата обращения: 01.11.2025).
13. Hwang, G.J. & Chang, C.Y. (2021). A review of opportunities and challenges of chatbots in education. Interactive Learning Environments, 31 (7), 4099–4112. DOI: 10.1080/10494820.2021.1952615 (access date: 01.11.2025).
14. Kolga, V.V. & Onisiforova, E.V. (2021). Formation of competences of an engineer modern global economic system: Evolutional development vs. revolutionary leap. In Institute of Scientific Communications Conference (pp. 349–358). Cham. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46842851 (access date: 01.11.2025).
15. Nagy, T. (2021). Using technology for foreign language learning: The teacher’s role. Central European Journal of Educational Research, 3 (2), 23–28. DOI: 10.37441/cejer/2021/3/2/9347
16. Zander, S. & Heidig, S. (2020). Motivationsdesign bei der Konzeption multimedialer Lernumgebungen. In Handbuch Bildungstechnologie. Konzeption und Einsatz digitaler Lernumgebungen (pp. 393–415). Berlin, Springer Verlag. DOI: 10.1007/978-3-662-54373-3_37-1
Опубликован
2025-12-30
Как цитировать
V., V. (2025). ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ИНЖЕНЕРА В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 74(4), 81-89. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/648