ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДАЛЕННЫХ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

  • DIDENKO Lyudmila A. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • KIRKO Vladimir I. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • LUKYANOVA Anna A. Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (Красноярск)
  • SAVOLAYNEN Galina S. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: система образования, факторы развития, северные территории, инфраструктура, качество, цифровая образовательная среда.

Аннотация

Проблема и цель. Образование сегодня выступает как важнейшая движущая сила общественного и экономического развития. Оно – основа инновационных процессов. Но в разных регионах России этот процесс идет с разной интенсивностью и эффективностью. В особенно сложной ситуации находятся удаленные от научных и образовательных центров территории, к которым относятся северные районы Красноярского края. В статье выявлены и проанализированы факторы, влияющие на развитие системы образования одной из отдаленных северных территорий – Енисейского района с компактным проживанием малочисленных народов.

Цель статьи – выявить факторы развития системы образования отдаленных северных территорий Красноярского края.

Методология исследования основывается на положениях компетентностного и системно-деятель-ностного подходов. Объектом исследования являлась сформированная в настоящее время система образования. Исследование проводилось с использованием методов анализа, систематизации, обобщения и полевого эксперимента. В основу данной статьи положен метод полевых исследований, который включал в себя опрос администрации управления образованием, директоров школ, населения. Вопросы для респондентов касались: доступности и качества образования, обеспеченности кадрами, материально-технического обеспечения образовательных организаций, использования цифровых технологий, состояния дополнительного образования и др. Были про-анализированы материалы ежегодных отчетов районного управления образования.

Результаты. Проведенные анализ, систематизация и обобщение материалов полевых исследований позволили определить основные факторы, влияющие на развитие образования в удаленных северных территориях Красноярского края (Приенисейской Сибири). К таким факторам нами были отнесены: доступность и качество образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, внедрение системы оценки качества общего образования, развитие материально-технической базы учреждений общего образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий, использование современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционных форм обучения.

Выводы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для совершенствования системы образования отдаленных северных территорий, а также учтены при разработке муниципальных программ развития северных территорий.

Литература

1. Абрамов Р.А. Особенности развития северных регионов России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-severnyh-regionov-rossii (дата обращения: 29.09.2019).
2. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Готовность педагога к поддержке развития духовно-нравственного мира детей-сирот как предмет теоретического анализа // Мир образования – образование в мире. 2016. № 1. С. 35–41. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28313521_86787240.pdf (дата обращения: 09.09.2019).
3. Афонасова М.А. Проблемы измерения качества жизни населения сельских территорий РФ // Экономические науки. 2018. № 11–2. С. 62–65. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23055318_80799691.pdf (дата обращения: 18.09.2019).
5. Белогуров А.Ю., Позоян О.Г. Приоритеты образовательной политики: межкультурная коммуникация в стратегии устойчивого развития общества // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки 2015. № 10. С. 21–25. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24498714_ 22805611.pdf //
6. Бородкина В.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В. Производственный потенциал Северных территорий Красноярского края: проблемы и возможности развития // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 22. С. 4053–4074. DOI: 10.18334/rp.16.22.2082
7. Гальцева Н.В. Фавстрицкая О.С., Шарыпова О.А. Уровень жизни населения северных и арктических территорий Дальнего Востока России // Regional Economics: Theory and Practice. 2017. Vol. 15, is. 1. P. 85–100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-zhizni-naseleniya-severnyh-i-arkticheskih-territoriy-dalnego-vostoka-rossii (дата обращения: 07.09.2019).
8. Гурьянова М.П. Вектор развития образования в сельском социуме: выбор будущего для села региона // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 1 (146). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vektor-razvitiya-obrazovaniya-v-selskom-sotsiume-vybor-buduschego-dlya-sela-regiona (дата обращения: 29.09.2019).
9. Диденко Л.А., Погорелова Н.В. Использовние эмпирических методов при изучении удовлетворенности услугами дополнительного образования в школе // Современное психолого-педагогическое образование: сб. ст. VIII Психолого-педагогических Чтений памяти Л.В. Яблоковой / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30651235_82398202.pdf (дата обращения: 18.09.2019).
10. Кирко В.И., Кононова Е.С. Образование как ключевой фактор инновационного и устойчивого развития // Современное образование. 2019. № 1. С. 12–24. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.1.28894
11. Ковалевский В.А., Кирко В.И., Малахова Е.В., Васильев Е.А. Реализация дистанционного образовательного процесса в условиях отдаленного поселка с ограниченным доступом к скоростной сети Интернет // Современное образование. 2014. № 4. С. 72 – 85. DOI: 10.7256/2306-4188.2014.4.13421
12. Копцева Н.П., Кирко В.И., Петрова К.И., Пименова Н.Н., Худоногова А.Е., Филько А.И. Оценка качества жизни коренным малочисленным народом Севера Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края (на примере поселка Потапово) // Социодинамика. 2018. № 10. С. 47–60. DOI: 10.25136/2409-7144.2018.10.27689
13. Мудрик А.В., Патутина Н.А. Детерминанты позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 3. С. 7–20. URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_29910330_60910317.pdf (дата обращения: 17.09.2019).
15. Смирнов А.В. Человеческий потенциал науки и образования северных регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 25 (400). С. 60–72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-potentsial-nauki-i-obrazovaniya-severnyh-regionov (дата обращения: 29.09.2019).
16. Сморчкова В.И. Геоэкономический потенциал регионов Крайнего Севера России // Государственная служба. 2016. № 2. С. 92–94. URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_26039554_75956094.pdf (дата обращения: 17.09.2019).
17. Фаузер В.В., Смирнов А.В., Лыткина Т.С. Методический инструментарий оценки демографической устойчивости северных регионов России // Экономическая наука сегодня. 2018. № 7. С. 151–164. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35306531 (дата обращения: 17.09.2019).
18. Щеглова А.Н. Тенденции развития региональных социально-экономических систем Крайнего Севера в условиях модернизации высшего образования: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Апатиты, 2013. 158 с. URL: https://www.dissercat.com/content/tendentsii-razvitiya-regionalnykh-sotsialno-ekonomicheskikh-sistem-krainego-severa-v-usloviy (дата обращения: 18.09.2019).
19. Eremin A., Osmachko S. The education activity of the Russian Orthodox Church in the contemporary transcultural space of Russia // Procedia – social and behavioral sciences. 2017. Vol. 237. P. 1475–1481. DOI: 10.1016/J.Sbspro.2017.02.232
20. Kirko V.I., Nevzorov V.N. Innovative processes in the Siberian Arctic // Sociodynamics. 2015. № 5. С. 70–82. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.5.15325. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=15325
21. Lu M., Cui M., Shi Y., Chang F., Mo D., Rozelle S., Johnson N. Who drops out from primary schools in China? Evidence from minority-concentrated rural areas // Asia Pacific Education Review. 2016. Vol. 20, № 2. P. 235–252. DOI: 10.1007/s12564-016-9421-1
22. Novopashina L.A., Khasan B.I. Northern territories residents’ quality of life: Interrelated parameters of subjective // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Supplement. 2015. Vol. 8. P. 262–277. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyazannye-parametry-subektivnoy-kartiny-kachestva-zhizni-severnyh-territoriy (дата обращения: 07.09.2019).
23. Pevzner M., Shirin A., Shaydorova N., Rakhkochkine A. Internationalization of schools in Russia // Policy futures in education. 2019. Vol. 17, № 6. P. 715–731. DOI: 10.1177/1478210319828940
24. Wu D., Li C.C., Zhou W.T., Lu C., Tsai C.C. Relationship between ICT supporting conditions and ICT application in Chinese urban and rural basic education // Asia Pacific education review. 2019. Vol. 20, № 1. P. 147–157. DOI: 10.1007/s12564-018-9568-z
Опубликован
2019-12-30
Как цитировать
A., D., I., K., A., L., & S., S. (2019). ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДАЛЕННЫХ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 50(4), 14-28. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-158