ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ВНЕДРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Проблема и цель. Совершенствование системы образования в России объективно выступает существенной частью социальной политики государства, так как влияет на уровень и характер социальной и личной жизни каждого человека, на становление его сознательной гражданской позиции и на формирование гражданско-правового общества в целом. К настоящему моменту в литературе частично представлен новый опыт осуществления государственно-общественного управления образованием и социального партнерства с участием образования на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Основные проблемы, связанные с переходом на государственно-общественное управление, на наш взгляд, состоят в том, что имеет место разрыв между старым институциональным устройством системы образования и новыми попытками изменения образовательных институтов.
Цель статьи – уточнение сущности государственно-общественного управления в современном образовании в контексте решения глобальных задач, заявленных в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» и достижении показателей национального проекта «Образование», поиск мер по повышению управленческой компетентности руководителей образовательных организаций в области государственно-общественного управления с учетом требований профессионального стандарта «Педагог».
Методология исследования. Методологию исследования составляют компетентностный и системно-деятельностный подходы; теории общественного управления, теория социального взаимодействия и методы научно-педагогического исследования: анализ, синтез, систематизация, обобщение, моделирование. В статье проанализированы, систематизированы и обобщены отечественный и зарубежный опыт государственно-общественного управления, выявлены дефициты в подготовке руководителей образовательных организаций к реализации государственно-общественного управления с учетом требования профессиональных стандартов. Определены теоретические и практико-ориентированные основы разработки дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) в КГПУ им. В.П. Астафьева.
Результаты. Разработаны и апробированы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации руководителей образовательных организаций по реализации государственно-общественного управления. Выстраивание на базе школы системы государственно-общественного сотрудничества заключается в проектировании, организации и развитии необходимых институтов и форм деятельности внутри и вовне школы, в выборе процедур их успешного функционирования и развития. Целью дополнительной профессиональной программы «Государственно-общественное управление дошкольными и общеобразовательными организациями в условиях перехода на ФГОС и введения профессиональных стандартов» является освоение слушателями – управленческими и педагогическими работниками системы образования – компетенций, обеспечивающих эффективную организацию и деятельность органов государственно-общественного управления по обеспечению улучшения условий образования и воспитания в рамках ФГОС.
Заключение. Анализируя результаты апробации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководителей образовательных организаций по реализации общественно-государственного управления, авторы приходят к выводу о том, что их использование на практике позволяет инициировать и организовать управление образовательной организацией с участием социума, и прежде всего родительской общественности, что обеспечивает открытость, гуманистическую ориентацию, заинтересованное взаимодействие и диалог субъектов социально-образовательного пространства.
Литература
2. Гришина И.В. Развитие практик государст-венно-общественного управления образованием в Петербургской школе // Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2015. № 1. С. 17–36. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23685312_52003152.pdf (дата обращения 28.08.2019).
3. Гусаров В.И. Государственно-общественное образование: монография. Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. 496 с. URL: http://window.edu.ru/resource/070/37070/files/gusarov.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
4. Диденко Л.А., Грызова Ю.Ю. Особенности управления образовательной организацией в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании: матер. IV Всерос. конф. школьников, студентов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова / отв. ред.
О.В. Груздева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. С. 11–13. (Молодежь и наука XXI века). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29975856_85758 645.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
5. Лукьянова А.А. и др. Сетевое пространство дополнительного профессионального образования: проблемы, поиски, пути решения: кол. монография / А.А. Лукьянова, Л.В. Шкерина, Н.Ф. Ильина, Г.С. Саволайнен и др.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 206 с. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27290302_87938058.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
6. Медведева Н.В. Система государственно-общественного управления образованием в Российской Федерации: тенденции и проблемы развития // Социальная политика и социология. 2015. Т. 14, № 2 (108). С. 47–55. DOI: 10.17922/2071-3665-2015-14-2-47-55
7. Поздняков А.Н. Образовательные инновации в системе реформ начала 90-х годов и Закон Российской Федерации «Об Образовании» // Право и образование. 2004. № 6. С. 89–99. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_9228779_51283547.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
8. Саволайнен Г.С. Коллаборативный коучинг в дополнительном профессиональном образовании педагогов: идея, технология, практика // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29) С. 6–11. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21996257_16752145.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
9. Ben-Tov S., Romi S. Parents’ involvement, identification and alertness and their children’s functioning in school // The international journal of educational management. 2019. Vol. 33, № 1. P. 194–214. DOI: 10.1108/IJEM-07-2017-0177
10. Chan C.W. The leadership styles of Hong Kong kindergarten principals in a context of managerial change // Educational management administration & leadership. 2014. Vol. 42, № 1. P. 30–39. DOI: 10.1177/1741143213499263
11. Khan N., Syzdykbayeva A., Kinzhibaeva F., Demesheva G., Abilova O. Organization of teaching practice of future primary school teachers in the context of dual training system: Kazakhstani experience. 2018. Vol. 32, № 5. P. 942–954. DOI: 10.1108/IJEM-07-2017-0183
12. Klimenko L., Posukhova O. Professional identity of school teachers in the context of socio-historical dynamics of Russian society // The international journal of educational management. 2018. Vol. 32, № 5. P. 813–824. DOI: 10.1108/IJEM-09-2017-0255
13. Saiti A. Conflicts in schools, conflict management styles and the role of the school leader: a study of Greek primary school educators // Educational management administration & leadership. 2015. Vol. 43, № 4. P. 582–609. DOI: 10.1177/1741143214523007
14. Wang N., Wilhite S., Martino D. Understanding the relationship between school leaders’ social and emotional competence and their transformational leadership: the importance of self-other agreement // Educational management administration & leadership. 2014. Vol. 44, № 3. P. 467–490. DOI: 10.1177/1741143214558568
15. Yakavets N. Negotiating the principles and practice of school leadership: the Kazakhstan experience // Educational management administration & leadership. 2017. Vol. 45, № 3. P. 445–465. DOI: 10.1177/1741143216628537