МЕТОДИКА КОМПЬЮТЕРНОГО МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

  • LOZOVAYA Natalya A. Сибирский государственный университет на- уки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва
Ключевые слова: бакалавр, инженерное образование, обучение математике, дистанционный курс, мониторинг, тестовые технологии, стартовая, текущая, итоговая диагностика.

Аннотация

Проблема и цель. Социально-экономическое развитие России требует подготовки инженерных кадров на новом уровне. В аспекте этих требований возникает необходимость решения задач проек-тирования образовательного процесса на основе синтеза контекстного и междисциплинарного подходов в условиях применения информационно-коммуникационных технологий. Такой подход позволяет моделировать в учебном процессе элементы будущей профессиональной деятельности на основе интеграции математических, междисциплинарных и информационных знаний и умений обучающихся. Для контроля результативности этого процесса и управления им целесообразно использовать мониторинг компетенций студентов как образовательных результатов.

Цель статьи – разработать методику организации мониторинга результатов обучения математике студентов на основе тестовой и рейтинговой технологий контроля в условиях использования электронного образовательного ресурса.

Методология исследования основана на анализе нормативных документов и требований образовательных стандартов, анализе и обобщении передового опыта по рассматриваемой теме. Исследование опирается на теории компетентностного, личностно ориентированного и деятельностного подходов, контекстного обучения и информатизации образования.

Результаты. Определен потенциал мониторинга образовательных результатов будущих бакалавров лесной отрасли с позиции компетентностного подхода. Предложена методика организации мониторинга результатов обучения математике обучающихся в условиях электронного образовательного ресурса на основе тестовой и рейтинговой технологии, критериального и личностно ориентированного подходов.

Заключение. Проведение мониторинга результатов обучения математике студентов инженерных направлений подготовки в рамках дистанционного курса позволяет оперативно оценить уровень сформированности компетенций студентов, провести коррекцию процесса обучения и самообучения и повысить качество математической подготовки обучающихся.

Литература

1. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета. 2004. Ч. 1: Теоретические аспекты. 150 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25020398 (дата обращения: 14.02.2020).
2. Борытко Н.М. Мониторинг формирования личностных результатов ФГОСа как механизм управления образовательным процессом // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (114). С. 21–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28282672 (дата обращения: 14.02.2020).
3. Вайнштейн Ю.В., Шершнева В.А., Вайнштейн В.И., Космидис И.Ф. Оценка результатов обучения в адаптивных электронных обучающих курсах // Информатизация непрерывного образования – 2018: матер. Междунар. науч. конф.: в 2 т. М.: РУДН, 2018. С. 10–14. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_40652968_52104775.pdf (дата обращения: 14.02.2020).
4. Вайнштейн Ю.В., Есин Р.В. Персонализация образовательного процесса в электронной среде // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1. С. 54–59. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29120644_54972207.pdf (дата обращения: 14.02.2020).
5. Володько К.А., Осипова С.И. Мониторинг реализации инженерного образования
в идеологии всемирной инициативы CDIO // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. С. 1090. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19283 (дата обращения: 14.02.2020).
6. Григорян И.А. Мониторинг: эволюция научных взглядов, сущность, функции и принципы // Проблемы педагогики. 2017. № 3 (26). С. 60–66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28789892 (дата обращения: 14.02.2020).
7. Звонников В.И., Челышкова М.Б., Малы-
гин А.А. Адаптивное тестирование в дистанционном обучении // Высшее образование сегодня. 2012 № 6. С. 7–10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18241049 (дата обращения: 14.02.2020).
8. Кейв М.А., Шкерина Л.В., Берсенева О.В. Мониторинг метапредметных результатов обучения школьников математике на основе использования электронного образовательного ресурса «Академия универсальных учебных действий» // Российское математическое образование в XXI веке: матер. XXXVII Междунар. науч. семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. Набережные челны, 2018. С. 124–129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36837358 (дата обращения: 14.02.2020).
9. Киселева Е.С., Караванская Л.Н., Романов Д.А., Доронин А.М. Мониторинг качества образовательного процесса // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 11 (93). С. 44–48. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p44-48
10. Лозовая Н.А. Измерение и оценивание уровня сформированности исследовательской деятельности будущих бакалавров-инженеров в процессе математической подготовки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 74–79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21996270 (дата обращения: 14.02.2020).
11. Лозовая Н.А. Междисциплинарные учебные модули в математической подготовке инженеров лесной отрасли // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 2 (48). С. 33–40. DOI: 10.25146/1995-0861-2019-47-1-118
12. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М.: Интеллект-центр, 2005. 424 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19965145 (дата обращения: 14.02.2020).
13. Малыгин А.А. Современные форматы образовательного тестирования // Высшее образование сегодня. 2018. № 6. С. 15–18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35171956 (дата обращения: 14.02.2020).
14. Морозова Н.Н., Проскурякова Л.К. Особенности мониторинга математической подготовки в техническом вузе в условиях реализации компетентностного подхода // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32 (4) С. 100–105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24833389 (дата обращения: 14.02.2020).
15. Табишев Т.А. Модель методической системы мониторинга уровня сформированности профессиональной математической деятельности студентов инженерно-технических специальностей // Омский научный вестник. 2010. № 2 (86). С. 223–227. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20911543 (дата обращения: 14.02.2020).
16. Badia Valiente J.D., Olmo Cazevieille F., Navarro Jover J.M. Online quizzes to evaluate comprehension and integration skills // Journal of Technology and Science Education JOTSE. 2016.
№ 6 (2). P. 75–90. DOI: 10.3926/jotse.189
17. Chen M., Yu S.Q., Chiang F.K. A dynamic ubiquitous learning resource model with context and its effects on ubiquitous learning // Interactive Learning Environments. 2016. Vol. 25, № 1. P. 127–141. DOI: 10.1080/10494820.2016.1143846
18. Sun J.C.-Y. Influence of polling technologies on student engagement: An analysis of student motivation, academic performance, and brainwave data // Computers and education. 2014. Vol. 72. P. 80–89. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2013.10.010
19. Zenker D., Simon K., Gros L., Daubenfeld T. Comprehensive Virtual Mathematics Training // iJEP. 2013. Vol. 3, is. 3. July. DOI: 10.3991/ijep.v3i3.2738
Опубликован
2020-03-30
Как цитировать
A., L. (2020). МЕТОДИКА КОМПЬЮТЕРНОГО МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 51(1), 56-63. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-183