МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация
Проблема и цель. Преобразования, происходящие в инженерной отрасли, связанные с обновлением оборудования, усовершенствованием технологических процессов, информатизацией и математизацией производств, требуют подготовки квалифицированных инженерных кадров, готовых решать производственные задачи в новых условиях. В связи с этим возрастает роль фундаментальной подготовки выпускников, их готовности к применению комплекса знаний, исследовательской деятельности, моделированию производственных процессов, самообразованию. Междисциплинарный подход в образовании позволяет решить обозначенные проблемы.
Цель статьи состоит в обосновании необходимости применения междисциплинарного подхода в подготовке квалифицированных специалистов посредством включения в учебный процесс междисциплинарных учебных модулей, ориентированных на формирование готовности к будущей профес-сиональной деятельности на основе математического знания и дистанционных обучающих курсов.
Методологию исследования составляют анализ нормативных документов в сфере высшего образования, требований образовательных стандартов, анализ и обобщение научно-исследовательских работ по рассматриваемой теме. В основу исследования положены теории контекстного, межпрежметного, компетентностного, деятельностного, личностно ориентированного подходов, фундаментализации знаний.
Результаты. Определен потенциал междисциплинарного подхода в формировании ключевых компетенций будущих бакалавров – инженеров лесного комплекса. Установлены связи междисциплинарного подхода с другими подходами. Разработан междисциплинарный учебный модуль для будущих инженеров, ориентированный на приобретение студентами основ моделирования в междисциплинарных областях, обоснован его потенциал в повышении качества математической и инженерной подготовки.
Заключение. В условиях реализации междисциплинарного учебного модуля происходит активизация познавательной активности обучающихся путем вовлечения студентов в исследовательскую деятельность по решению междисциплинарных задач, формируется готовность к самостоятельной деятельности и самообразованию.
Литература
2. Боженкова Л.И. Саморегуляция как основа организации самостоятельной деятельности учащихся в обучении математике // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2017. № 2. С. 80–88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29408146 (дата обращения: 04.04.2019).
3. Букалова Г.В. Образовательные нормативы – основа формирования междисциплинарного интегративного модуля // Инженерное образование. 2016. № 20. С. 114–119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27723179 (дата обращения: 01.02.2019).
4. Глухова Е.А. Межпредметные связи как средство самообразования студентов в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 5. С. 65–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23090446 (дата обращения: 29.04.2019).
5. Дворяткина С.Н., Дякина А.А., Розанова С.А. Синергия гуманитарного и математического знания как педагогическое условие решения междисциплинарных проблем // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 8–18. URL:http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/17-1/1.pdf . DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.086.021.201701.008-018 .
6. Зыкова Т.В., Шершнева В.А., Вайнштейн Ю.В., Даниленко А.С., Кытманов А.А. Электронные обучающие курсы по математике в высшем образовании // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 58–65. URL: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ (дата обращения: 14.04.2019).
7. Иванов В.Г., Кайбияйнен А.А., Галиханов М.Ф. Междисциплинарность как вектор развития инженерного образования (Обзор сетевой конференции) // Высшее образование в России. 2016. № 8–9. С. 149–160. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/853?locale=ru_RU (дата обращения: 30.04.2019).
8. Карпова Е.В., Матвеева Е.П. Роль формального и практического содержания математических дисциплин в формировании инженерного мышления студентов // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 50–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26638475 (дата обращения: 02.04.2019).
9. Лозовая Н.А. Методическая модель формирования исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях пролонгированного обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 85–88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29368869 (дата обращения: 14.03.2019).
10. Лозовая Н.А. Реализация преемственности в обучении математике студентов инженерного вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. № 2 (44). С. 57–64. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-58 .
11. Лунгу К.Н. Организация междисциплинарных связей как условие модернизации математического образования студентов технического вуза // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. № 2 (20), т. 5. С. 141–146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22475696(дата обращения: 23.04.2019).
12. Нордман И.Б. Полипарадигмальный подход как способ повышения качества образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 213–215. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23817237 (дата обращения: 20.04.2019).
13. Пальянов М.П., Осипова С.И. Практико-профессиональная направленность в повышении качества инженерного образования в идеологии CDIO // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект): матер. междунар. науч.-практ. конф: в 2 ч. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО». 2016. Ч. 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27622964 (дата обращения: 25.04.2019).
14. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Э.Ф. Кроули, Й. Малмквист, С. Остлунд, Д.Р. Бродер, К. Эдстрем; пер. с англ. С. Рыбушкиной; под науч. ред. А. Чучалина. М.: Изд. дом ВШЭ, 2015. 504 с.
15. Шкерина Л.В., Шкерина Т.А. Дидактический потенциал междисциплинарных учебных модулей в формировании профессиональных компетенций будущих магистров-педагогов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 72–79. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-105 .
16. Шкерина Л.В., Сенькина Е.В., Саволайнен Г.С.
Междисциплинарный образовательный модуль как организационно-педагогическое условие формирования исследовательских компетенций будущего учителя математики в вузе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 76–80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20736270 (дата обращения: 29.03.2019).
17. Hirsch P.L., Shwom B.L., Yarnoff C., Anderson J. C., Kelso D.M., Olson G.B., Colgate J.E. Engineering Design and communication: The case for interdisciplinary collaboration // International Journal of Engineering Education. 2001. Vol. 17, № 4–5. P. 342–348. URL: https://www.ijee.ie/articles/Vol17-4and5/Ijee1223.pdf (дата обращения: 28.04.2019).
18. Sumuer E. Factors related to college students» self-directed learning with technology // Australasian Journal of Educational Technology. 2018. Vol. 34, № 4. P. 29–49. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.3142 .
19. Zeidmane A., Cernajeva S. Interdisciplinary approach in engineering education // International Journal of Engineering Pedagogy. 2011. Vol. 1, № 1. P. 36–41. DOI: https://doi:10.3991/ijep.v1i1.1604 .