ДИАГНОСТИКА РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8–9-х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ

  • AESHINA Ekaterina A. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • KALACHEVA Svetlana I. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: метапредметные результаты, регулятивные универсальные учебные действия, структурно-содержательная карта, диаг-ностика, задачи на построение.

Аннотация

Проблема и цель. В статье осуществлен анализ исследований зарубежных и отечественных авторов в области диагностики регулятивных универсальных учебных действий (РУУД) обучающихся, сделан вывод о существующем дефиците адекватных инструментов оценки РУУД в процессе обучения геометрии. Настоящее исследование призвано решить проблемы: поиска связи процесса формирования регулятивных умений с формированием предметных умений при обучении школьников геометрии; оценивания образовательных результатов обучающихся с учетом особенностей преподаваемого предмета. Цель статьи – научно обосновать и описать средства диагностики РУУД обучающихся в процессе решения геометрических задач на построение.

Методология исследования основана на использовании системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению; анализе современных исследований в области диагностики личностных и метапредметных результатов обучающихся.

Результаты исследования. Определена и обоснована пооперационная детализация РУУД обучающихся; выделены принципы разработки структурно-содержательной карты РУУД. Описана взаимосвязь этапов решения задач на построение и РУУД, проявляе-мых обучающимися в процессе их реализации. Выделены приоритетные регулятивные действия на каждом этапе. Описаны результаты проведения диагностики РУУД обучающихся 8–9-х классов – участников Краевой олимпиады по геометрии им. проф. С.А. Анищенко.

Заключение. Предложенная в статье структурно-содержательная карта РУУД обучающихся соответствует принципам полноты структурных элементов; учета системного характера формирования РУУД; адекватности перечня структурных элементов целям диагностики и выбору диагностического инструментария. Она определила направление поиска связей этапов решения задач на построение и проявляемых операций в процессе их реализации. Представлена методика оценки РУУД обучающихся в процессе решения задач на построение на основе карт экспертной оценки и самооценки. Полученные результаты могут быть распространены на другие группы обучающихся.

Литература

1. Астрецова Н.В. Инновационные подходы к диагностике универсальных учебных действий младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 8–11. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42654593_65604226.pdf (дата обращения: 06.09.2020).
2. Бармина В.Я. Проектно-дифференцирован-ное обучение как фактор формирования регулятивных универсальных учебных действий школьников // Нижегородское образование. 2014. № 1. С. 121–127. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25793975_56665475.pdf (дата обращения: 06.09.2020).
3. Богданова И.И., Богданов А.А. Формирование регулятивных УУД при обучении математике учащихся 5–6 классов // Актуальные проблемы образования. 2015. № 1 (18). С. 114–117. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24353398_62324807.pdf (дата обращения: 01.09.2020).
4. Боженкова Л.И., Соколова Е.В. Критериальное оценивание как необходимое условие достижения предметных и метапредметных результатов в обучении геометрии // Преподаватель XXI век. 2014. № 4-1. С. 126–135. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23092808_45632455.pdf (дата обращения: 19.08.2020).
5. Волчегорская Е.Ю., Лукьянович А.К., Титаренко Н.Н. Особенности оценивания уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. Т. 1, № 4. С. 41–45. DOI: 10.12737/959.
6. Гиматдинова Г.Н., Шкерина Л.В. Методическая модель формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7–9 классов в процессе математической подготовки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 2 (52). С. 6–13. DOI: 10.25146/1995-0861-2020-52-2-195
7. Денисова А.А., Толомеева И.С. Мониторинг регулятивных универсальных учебных действий как инструмент принятия эффективных управленческих решений // Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. Т. 6, № 1. С. 16–23. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23048608_13658120.pdf (дата обращения: 19.08.2020).
8. Журавлев И.А. Диагностика сформированности универсальных учебных действий учащихся на уроках математики // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 101–109. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=825 (дата обращения: 06.09.2020).
9. Исаенко И.Б., Блинова Т.Л. Проектная деятельность как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе обучения математике // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2017. № 2. С. 192–195. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29868841_35361611.pdf (дата обращения: 06.09.2020).
10. Коровкина Н.И., Филонова О.В. Формирование и оценка универсальных учебных действий обучающихся посредством организации индивидуальной проектной деятельности // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 1 (60). С. 21–25. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39213863_90959298.pdf (дата обращения: 01.09.2020).
11. Махотин Д.А. Методические основы формирования УДД // Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2014. № 4. С. 4–8. URL: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_1_42_8334.pdf (дата обращения: 06.09.2020).
12. Моисеева Л.В., Драчева Е.Ю. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе естественнонаучной подготовки старшеклассников по индивидуальным учебным планам // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 360. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23703788_23584267.pdf (дата обращения: 06.09.2020).
13. Некрасова Г.Н., Михайлова Е.А. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в школьном технологическом образовании // Концепт: научно-методи-ческий электронный журнал. 2020. № 4. С. 23–32. DOI:10.24411/2304-120X-2020-11024
14. Рокицкая Ю.А., Лаптева М.А. Исследование сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. № 7. С. 86–90. URL: 10.24411/2304-https://e-koncept.ru/2016/56095.htm-2020-11024 (дата обращения: 06.09.2020).
15. Семенова И.Н., Шехирева М.А. Структурирование регулятивных универсальных учебных действий для моделирования учебного процесса, направленного на их развитие // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 2015. С. 29–34. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2077/Сб_ИМИиИТ-2015.pdf (дата обращения: 01.09.2020).
16. Трубина Е.Ю., Арапко И.М. Формирование умения решать задачи на построение через развитие регулятивных учебных действий // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2006. № 50-2. С. 84–89. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26029642_54700295.pdf (дата обращения: 19.08.2020).
17. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха: пер. с англ. М.: Издательская группа «Точка», 2018. 240 с. URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/CHetyrehmernoe-obrazovanie.pdf (дата обращения: 19.08.2020).
18. Шкерина Л.В. Критериально-базисный подход к оцениванию универсальных учебных умений школьников при обучении математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 2. С. 28–31. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29368856_40334298.pdf (дата обращения: 01.09.2020).
19. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Журавлева Н.А., Берсенева О.В. Методика диагностики универсальных учебных действий учащихся при обучении математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 17–29. DOI: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-02
20. Billing D. Teaching for transfer of core/key skills in higher education: Cognitive skills // Higher Education. 2007. Vol. 53, is. 4. P. 483–516. DOI:10.1007/S10734-005-5628-5.
21. Callens J., Elen J. The impact of approaches to reflection and learner control upon critical reflection // Reflective Practice. 2011. Is. 11. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14623943.2011.590338 (дата обращения: 19.07.2020).
22. Cook L.A., Smith W.S., Lan W.Y., Carpenter D. The development of global competencies and global mindedness through global education experiences // International Journal of Global Education. 2016. Vol. 5, is. 2. 16 р. URL: http://www.ijtase.net/ojs/index.php/ijge/article/view/479 (дата обращения: 19.07.2020).
23. Fuente J., Zapata L., Martínez-Vicente J., Sander P., Cardelle-Elawar M. The role of personal self-regulation and regulatory teaching to predict motivational-affective variables, achievement, and satisfaction: a structural model // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.00399
24. Hanuscin D.L., Zangori L. Developing practical knowledge of the next generation science standards in elementary science teacher education // Journal of Science Teacher Education. 2016. P. 799–818. DOI: 10.1007/s10972-016-9489-9
25. Mansilla V.B., Jackson A. Educating for global competence: Preparing our youth to engage the world. In: Asia Society. 2011. URL: https://asiasociety.org/files/book-globalcompetence.pdf (дата обращения: 19.07.2020).
Опубликован
2020-10-30
Как цитировать
A., A., & I., K. (2020). ДИАГНОСТИКА РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8–9-х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 53(3), 6-18. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-216