ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РУССКИМ ЯЗЫКОМ КАК РОДНЫМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Проблема и цель исследования. Дошкольники сегодня развиваются в пространстве усиленного информационного воздействия, что определяет качественные изменения их восприятия, сознания, мышления, мотивационной и эмоционально-волевой сфер, деятельности, этических и ценностных аспектов жизни. Наблюдаются процессы слишком раннего включения ребенка в мир гаджетов, нарушения связи с родителями и взрослыми, речевого развития и коммуникативных навыков, расстройства аутистического спектра. Отмечены проблемы формирования мышления детей, развития их познавательной активности, постепенной утраты родного языка как ведущего инструмента сознания. Речевое развитие дошкольников подвергается изменениям, касающимся формирования речевых способностей, умений и навыков, предпосылок чтения и письма, культуры речевого общения. Выявляются проблемы понимания дошкольниками семантического многообразия родного языка, трудности формирования словарного запаса, усвоения системы языковых понятий, морфологических, словообразовательных и синтаксических закономерностей, овладения звуковой культурой речи, формирования связной речи и коммуникативной компетентности. Несмотря на то, что вопросы речевого развития дошкольников в разных аспектах довольно широко освещены, особенности овладения дошкольниками русским языком как родным в условиях информационной социализации требуют более глубокого рассмотрения. Это определяет цель работы – изучение психологических влияний информационной социализации на речевое развитие ребенка, поиск новых методов, способствующих овладению русским языком как родным, форм освоения сюжетно-ролевой игры как ведущего новообразования дошкольного детства, развития эмоциональной сферы и познавательной деятельности.
Методология исследования включает теоретический анализ, обобщение исследований зарубежных и отечественных ученых по проблемам влияния информационной социализации на речевое развитие детей дошкольного возраста, становление языковой грамотности детей, диагностики речевого и коммуникативного развития детей, овладение русским языком как родным. В исследовании применялись ассоциативный метод выявления уровней речевого развития, эмпирические методы, позволяющие диагностировать уровень овладения русским языком как родным.
Результаты. Приведены данные диагностики уровня овладения родным языком старшими дошкольниками. Сделан вывод о важности интегративного применения диалоговых методов взаимодействия и методик, способствующих активизации творческой, познавательной, коммуникативной инициативы дошкольников: работа над семантикой слова; создание условий для развития стремления детей встроиться в совместную деятельность; ролевые игры с использованием приема смены ролей; стимулирование фантазии детей в словесном придумывании ими историй; применение методик по созданию сюжетных композиций в словесном рассказе.
Заключение. Сведения, полученные в данном исследовании, позволяют актуализировать разработку новых методов, способствующих овладению дошкольниками русским языком как родным, направленных на развитие их творческой, коммуникативной и познавательной инициативы. Результаты позволяют осуществлять повышение лингвистической грамотности и языковой компетенции дошкольников с учетом необходимости активного эмоционального общения между детьми и взрослыми, оптимизировать процесс вхождения ребенка в мир русского языка, его ценностно-национальной составляющей.
Литература
2. Галеева Е.В., Бартош Н.Н. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-dialogicheskoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.06.2020).
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. URL: https://metodich.ru/metodika-raboti-po-formirovaniyu-svyaznoj-rechi-detej-s-onr-ii/63900.pdf (дата обращения: 29.06.2020).
4. Грошенкова В.А., Рыжова Н.В. Формирование связного речевого высказывания у дошкольников 5–6 лет с нарушениями речи // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22810807 (дата обращения: 30.06.2020).
5. Казначеева Н.Н. Аудиовизуальный характер информационной социализации и уроки литературы в школе: проблемы и задачи // «Цифровое поколение» и педагогические реалии
современной России. 2017. С. 249–256. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=29336753 (дата обращения: 01.07.2020).
6. Каменская В.Г., Томанов Л.В. Динамика интеллектуальных функций российских дошкольников в период становления интернет-технологий // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 3. С. 56–63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41113743 (дата обращения: 30.06.2020).
7. Лаврентьева А.И. Вопросы овладения родным и неродным языком в онтогенезе в профессиональной подготовке учителя // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. 2013. № 1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19131661 (дата обращения: 29.06.2020).
8. Ларионова Л.И., Горбунова А.Ю. Сравнительное исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях цифровой среды // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. С. 465–469. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnoe (дата обращения: 29.06.2020).
9. Лебедева Т.В. Новый подход к исследованию овладения русским языком детьми дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием // Психологическая наука и образование www. psyedu. ru. 2014. Т. 6, № 3. С. 243–254. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22413120 (дата обращения: 29.06.2020).
10. Потапова Ю.С. Речевое развитие дошкольников в детском саду // Вопросы педагогики. 2020. № 5-1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42852379 (дата обращения: 30.06.2020).
11. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. 2018. URL: http://www.manpo.ru/manpo/conferences/materials/2018/sbornik201802 (дата обращения: 29.06.2020).
12. Темникова Е.Ю. Развитие детско-родительс-ких отношений в семьях, имеющих детей с общим недоразвитием речи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-semyah-imeyuschih-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 29.06.2020).
13. Ушакова О.С., Яшина В.И. Взаимосвязь языкового и когнитивного аспекта в развитии речи дошкольников // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 40–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27509661 (дата обращения: 30.06.2020).
14. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. М.: ТЦ «Сфера», 2014. 288 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32720106 (дата обращения: 30.06.2020).
15. Al Sagr A.N., Al Sagr N.A. The effect of electronics on the growth and development of young children: A Narrative Review // Journal of Health Informatics in Developing Countries. 2020. Vol. 14. № 1. URL: https://jhidc.org/index.php/jhidc/article/view/250 (дата обращения: 01.07.2020).
16. Eutsler L. et al. The influence of mobile technologies on preschool and elementary children’s literacy achievement: a systematic review spanning 2007–2019 // Educational Technology Research and Development. 2020. P. 1–30. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11423-020-09786-1 (дата обращения: 01.07.2020).
17. Getman A.P. et al. Information security in modern society: Sociocultural aspects // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, № 25. URL: https://www.amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/article/view/1021 (дата обращения: 01.07.2020).
18. Kurylo V., Savchenko S., Karaman O. Aberrational socialization as a new type of socialization of an individual in modern information society // Postmodern Openings / Deschideri Postmoderne. 2020. Vol. 11, № 1. P. 225–237. URL: https://web.a.ebscohost.com/abstract?direct (дата обращения: 01.07.2020).
19. Mustafa M.Y., Rose N.N., Ishak A.S. Internet addiction and family stress: symptoms, causes and effects // Journal of Physics: Conference Series. IOP Publishing. 2020. Vol. 1529, № 3. P. 1–4. DOI:10.1088/1742-6596/1529/3/032017 URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1529/3/032017/meta (дата обращения: 01.07.2020).
20. Nugraheni A.D. The influence of the digital age on early childhood education based characters. In: Procedings of the 4th International Conference on Early Childhood Education. Semarang Early Childhood Research and Education Talks (SECRET 2018). Atlantis Press, 2018. DOI: https://doi.org/10.2991/secret-18.2018.33 (дата обращения: 01.07.2020).
21. Petchimuthu R. et al. Media and child growth // Studies in Indian place names. 2020. Vol. 40, № 48. P. 302–308. URL: https://archives.tpnsindia.org/index.php/sipn/article/view/3335 (дата обращения: 01.07.2020).
22. Ribner A.D., Barr R. F., Nichols D.L. Background media use is negatively related to language and literacy skills: indirect effects of self-regulation // Pediatric Research. 2020. URL: https://www.nature.com/articles/s41390-020-1004-5 (дата обращения: 01.07.2020).
23. Robidoux H., Ellington E., Lauerer J. Screen Time: The impact of digital technology on children and strategies in care // Journal of psychosocial nursing and mental health services. 2019. Vol. 57, № 11. DOI: https://doi.org/10.3928/02793695-20191016-04 (дата обращения: 01.07.2020).
24. Tomasello M. Beyond formalities: The case of language acquisition // The Linguistic Review. 2005. Vol. 22, is. 2–4. P. 183–197. DOI: https://doi.org/10.1515/tlir.2005.22.2-4.183 (дата обращения: 01.07.2020).
25. Watt H.J. How does the use of modern communication technology influence language and literacy development? A review // Contemporary issues in communication science and disorders. 2010. Vol. 37. Fall Issue. URL: https://pubs.asha.org/doi/pdf/10.1044/cicsd_36_F_141(дата обращения: 01.07.2020).