МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛОВКОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Аннотация
Проблема и цель. В современных научных методах спортивной тренировки отсутствует четко направленный принцип развития ловкости.
Цель статьи – разработать методику развития ловкости юных волейболистов посредством развития ее составляющих компонентов: простой и сложной реакции выбора, различительной чувствительности движений, вестибулярной устойчивости и равновесия.
Методология исследования основана на идее развития ловкости как совокупности психомоторных компонентов, комплексном развитии всех ее компонентов: различительной чувствительности движений, простой и сложной реакции выбора, вестибулярной устойчивости и равновесия. Идея реализована на основании использования теоретических методов анализа специальной литературы, обобщения, классификации, практических методов (эксперимент, наблюдение) и математических методов обработки экспериментальных данных.
Результаты. Предложена методика развития ловкости юных волейболистов, включающая специальные технологии развития каждого составляющего компонента. Результативность разработанной методики подтверждена в экспериментальной работе.
Заключение. Методика развития ловкости юных волейболистов в условиях спортивной тренировки через развитие ее составляющих психомоторных компонентов посредством комплекса тестов и упражнений применима на практике и дает позитивные результаты.
Литература
ческого сопровождения в спорте, рекреа-ционно-оздоровительной и лечебной практиках // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4, № 1. С. 106–113.
2. Звездина А.О. Игровая методика развития психомоторных реакций средствами волейбола у будущих работников судебной системы // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 54–58.
3. Илларионова А.В., Капилевич А.В. Особенности формирования вестибулярной и проприоцептивной чувствительности при тренировке координационных способностей с использованием биологической обратной связи // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. С. 188–192. DOI: 10.17223/15617793/421/28
4. Лях В.И., Садовски Е.О. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте // Теория и практика физической культуры. 1999. № 5. С. 40–43.
5. Немцов О.Б., Ярославкин М.А., Бгуашев А.Б., Полянский А.В., Грекалова И.Н. Компьютерная программа для определения времени простой реакции и реакции выбора // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 10 (152). С. 42–46. URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/files/1-155-2018/p42-46.pdf (дата обращения: 01.07.2020).
6. Озеров В.П., Федотова О.Д. Психолого-педа-гогические аспекты формирования психомоторных способностей молодежи // Мир науки. 2016. Т. 4, № 5. С. 1–7. URL: https://mir-nauki.com/PDF/44PSMN516.pdf (дата обращения: 01.07.2020).
7. Ржанов А.А., Матросова Е.Н., Тигунцев С.А. Вестибулярная устойчивость и равновесие как обязательный атрибут координационной подготовленности волейболистов. Подготовка спортивного резерва // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 3. С. 6–8.
8. Ржанов А. А., Несмеянов А. И., Загородникова И.С. Методика спортивного отбора волейболистов по критерию психомоторных качеств, а также их развитие на этапе начальной и спортивной подготовки первого года у юношей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 368–371. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4
9. Ржанов А.А., Несмеянов А.И., Матросова Е.Н. Психомоторный латентный период и развитие внимания как элемента, влияющего на общие психомоторные показатели волейболиста // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. № 4. С. 86–88. DOI: 10.37882/2223-2982.2020.04.25
10. Сираковская Я.В., Ильичева О.В., Ежова А.В., Булова Л.А. Формирование двигательных навыков старшеклассниц в процессе занятий волейболом на уроках физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 3 (145). С. 176–179.
11. Шестаков М.М., Кулекин И.В., Аникиенко Ж.Г., Забуга А.Г. Изменение точности различения пространственных и силовых параметров движений у юных футболистов 13–15 лет под воздействием утомления // Теория и методика спортивной тренировки. 2019. № 3. С. 26–30.
12. Best R.K. Disease campaigns and the decline of treatment advocacy // Journal of Health Politics, Policy and Law. 2017. Vol. 42, № 3. P. 425–457. DOI: 10.1215/03616878-3802928
13. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. Diagnostics of functional state and reserve capacity of young athletes’ organism. In: Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. 2017. P. 111–115.
14. Nidekker I.G., Kupriyanova O.O. Quantitative analysis of the balanced state of neurogenic influences on the heart rate // Human Physiology. 2010. № 2. P. 184–189.
15. Pascuci L., Meyer V., Nogueira E.E., Forte L.T. A change process integrating individual, organizational and social dimensions // Journal of Health Management. 2017. Vol. 19, № 2. P. 224–243.