СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО НАСЫЩЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
Проблема и цель. В статье анализируется и формулируется проблема создания организационно-педагогических условий для совершенствования профессионального мастерства педагогов на основе созданной информационно насыщенной образовательной среды в техникуме.
Цель статьи – опытно-экспериментальным путем доказать, как специальным образом организованная педагогическая деятельность преподавателя техникума влияет на совершенствование его профессионального мастерства в условиях информационно насыщенной образовательной среды.
Методологию исследования в определении его логики и сущности рассматриваемых процессов составили идеи личностно ориентированного и культурологического подходов [Рогова, 2016], которые дали возможность определить компоненты и направления профессионального развития и самосовершенствования преподавателя системы среднего профессионального образования (СПО). Идеи концепции непрерывного педагогического образования [Livingstone, 2001] легли в основу характеристики потенциала информационно насыщенной образовательной среды и путей его реализации как фактора совершенствования профессионального мастерства.
Заключение. Организационно-педагогические условия реализации потенциала информационно насыщенной образовательной среды для повышения мастерства педагогов нашли применение и проверены в естественной среде образовательных организаций системы СПО. Главным смыслом нашей работы мы считаем математически подтвержденную эффективность данных организационно-педагогических условий для решения проблемы совершенствования профессионального мастерства современного педагога техникума.
Литература
2. Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 11. С. 136–148. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-11-136-148
3. Вахабова С.А., Абдулаева Э.С. Инновационные тенденции в образовательной среде // Современные научные исследования и разра¬ботки. 2018. Т. 1, № 5 (22). С. 135–136. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=35651655&selid=35651737 (дата обращения: 29.11.2020).
4. Денисова А.А., Толомеева И.С. Мониторинг регулятивных универсальных учебных действий как инструмент принятия эффективных управленческих решений // Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. Т. 6, № 1. С. 16–23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23048608 (дата обращения: 19.08.2020).
5. Жабаков В.Е., Жабакова Т.В. Педагогическое мастерство учителя физической куль¬туры. Челябинск: Изд-во Южно-Ураль¬ского гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. 132 с. URL: https://obuchalka.org/2017030493363/pedagogicheskoe-masterstvo-uchitelya-fizicheskoi-kulturi-jabakov-v-e-jabakova-t-v-2016.html (дата обращения: 15.10.2020).
6. Ильин А.С. Организационно-педагогические условия обеспечения го¬товности педагога к реализации федерального государственного стандарта начального общего образования // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. 2018. Т. 4 (70), № 1. С. 94–106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-obespecheniya-gotovnosti-pedagoga-k-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo-standarta/viewer (дата обращения: 15.10.2020).
7. Камалова Д.О. Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы // Проблемы и перспективы развития образования: матер. VIII Междунар. науч. конф. (Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 244–246. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9626/ (дата обращения: 15.11.2020).
8. Клочкова Н.В., Чепурнова Н.А., Шляхов М.Ю. Формирование базовых национальных ценностей обучающихся в рамках модернизации педагогического образования // Преподаватель XXI века. 2016. № 2. С. 133–142. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-bazovyh-natsionalnyh-tsennostey-obuchayuschihsya-v-ramkah-modernizatsii-pedagogicheskogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 10.12.2020).
9. Ксенофонтова А.Н., Леденева А.В. Концепция проектирования персональной образовательной среды // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 8 (196). С. 27–32. URL: http://vestnik.osu.ru/2016_8/5.pdf (дата обращения: 23.09.2020).
10. Матякубов И.Б. Идеи восточных ученых о педагогическом мастерстве // Молодой ученый. 2017. № 12. С. 525–528. URL: https://moluch.ru/archive/146/41021/ (дата обращения: 03.12.2020).
11. Рогова А.В. Воспитание человека культуры: формирование традиции в разработке проблемы взаимосвязи культуры и воспитания // Известия Южного федерального университета. 2016. № 5. С. 21–28. URL: http://pedsciencemag.ddk.com.ru/bulle-tin/?pageIDD=4&MAGAZ-INE_IDD=102&command=getArticle&ArticleIdd=1973 (дата обращения: 10.12.2020).
12. Спирина Е.А., Казимова Д.А., Муликова C.А. Развитие информационной образовательной среды университета как условие совершенствования учебно-методической работы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 4. С. 26–39. DOI: 10.15293/2226-3365.1704.02
13. Улыбина Е.Л. Информационная среда Интернет как средство повышения эффективности образовательного процесса // Интерактивная наука. 2019. № 1 (35). С. 17–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36806906 (дата обращения: 12.01.2021).
14. Флиер А.Я. Общество как культурная система // Культура культуры. 2016. № 4. С. 6–12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-o-tom-chto-takoe-horosho-i-chto-takoe-ploho/viewer (дата обращения: 12.12.2020).
15. Челноков С.В. О самоорганизации культуры: постановка проблемы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 6. С. 62–66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-samoorganizatsii-kultury-postanovka-problemy/viewer (дата обращения: 10.11.2020)
16. Baker M.J. Model for negotiation in teaching-learning dialogues // Journal of Artificial Intelligence in Education. 1994. Is. 5 (2). P. 199–251. URL: https://search.proquest.com/openview/ (дата обращения: 19.07.2020).
17. Harmelen V. Personal learning environments // Proceedings of the 6th IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT’06). 2006. July. Р. 816–818. URL: DOI:10.1109/ICALT.2006.263
18. Livingstone D.W. Adults’ informal learning: Definitions, findings, gaps and future research. Toronto: OISE/UT (NALL Working. 2001. Paper 21). URL: http://www.oise.utoronto.ca/depts/sese/csew/nall/res/ (дата обращения: 19.06.2020).
19. Portes A., Landolt P. The downside of social capital // The American Prospect. 1996. No. 26.
Р. 18–21. URL: https://ru.scribd.com/document/377704758/Portes-1996-The-Downside-of-Social-Capital (дата обращения: 11.07.2020).
20. Stern E., Sommerlad E. Workplace learning, culture and performance. London: Institute of Personnel and Development, 1999. 117 р. URL: https://www.tavinstitute.org/projects/workplace-learning-culture-and-performance/(дата обращения: 11.07.2020)
21. Sternberg R. The Nature of Creativity // Creativity Research Journal. 2006. Vol. 18, No. 1. Р. 87–98. DOI: https://org/10.1207/s15326934crj1801_10
22. Wilson S., Liber O., Johnson M., Beauvoir P., Sharples P., Milligan C. Personal Learning Environments: Challenging the dominant design of educational systems // Journal of e-Learning and Knowledge Society. 2007. Is. 3 (2). P. 27–38. URL: https://www.learntechlib.org/j/JELKS/v/3/n/2/ (дата обращения: 12.01.2021).