СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
Проблема и цель. Для достижения требований, предъявляемых к выпускникам инженерных направлений подготовки, необходимы проектирование и реализация образовательного процесса на основе интеграции компетентностного, деятельностного и личностно ориентированного подходов в условиях использования информационно-коммуникационных технологий. Переход к компетентностной парадигме образования в условиях информатизации и усиления роли самостоятельности студентов в процессе обучения, развитие и обновление производств и, как результат, необходимость решать новые задачи в будущей профессиональной деятельности при использовании математического аппарата влекут за собой совершенствование процедуры оценивания результатов обучения математике.
Цель исследования состоит в разработке методики оценивания результатов обучения математике будущих бакалавров инженерных направлений подготовки в условиях информатизации образования и увеличения роли их самостоятельности.
Методологию исследования составляют анализ нормативных документов в сфере высшего образования, требования образовательных стандартов, анализ и обобщение имеющегося опыта по рассматриваемой проблеме. Рассмотрены основные положения компетентностного, деятельностного, личностно ориентированного и системного подходов, информатизации в образовании.
Результаты. Описана методика оценивания результатов обучения математике студентов инженерных направлений подготовки. В соответствии с критериями оценивания результатов обучения математике сформулированы ключевые показатели сформированности каждого критерия и описаны уровни их проявления. Определен потенциал использования диагностических средств, в том числе в условиях реализации электронного образовательного ресурса.
Заключение. Реализация системной методики оценивания результатов обучения математике способствует повышению качества математической подготовки. Проводимая диагностика позволяет выявлять пробелы в знаниях студентов и корректировать методику обучения, тем самым повышая мотивацию студентов к изучению дисциплины.
Литература
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
3. Воронова Т.А., Малыгин А.А. Актуальные направления в оценивании готовности выпускников к профессиональной педагогической деятельности // Высшее образование сегодня. 2019. № 12. С. 10–16. DOI: https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.12.P.10
4. Григораш О.В. Современные подходы к оценке сформированности компетенций студентов технических вузов // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 10 (54). С. 106–110. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2018.10.16https://doi.org/10.24158/spp.2018.10.16
5. Жуков В.П. Разработка фонда оценочных средств и оценка сформированности компетенций на основе матричной модели процесса обучения // Вестник ИГЭУ. 2017. № 5. С. 53–58. DOI: 10.17588/2072-2672.2017.5.053-058
6. Кирк Я.Г., Кулинская Е.В. Модель расчета балльно-рейтинговой системы оценивания по дисциплине // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 3. С. 39–45. DOI: 10.30853/pedagogy.2019.3.7
7. Логиновская Т.Н., Яковлева С.Ф. О педагогической технологии компетентностного подхода в обу-чении // Перспективы науки. 2014. № 2. С. 52–54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21595827 (дата обращения: 03.04.2021).
8. Лозовая Н.А. Измерение и оценивание уровня сформированности исследовательской деятельности будущих бакалавров-инженеров в процессе математической подготовки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 74–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21996270 (дата обращения: 25.04.2021).
9. Лозовая Н.А. Методика компьютерного мониторинга сформированности компетенций студентов инженерных направлений подготовки при обучении математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 56–63. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-183
10. Лученкова Е.Б., Шершнева В.А. Система оценивания в рамках смешанного обучения математике // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: матер. IV Междунар. науч. конф.: в 2 ч. Красноярск: СФУ, 2020. С. 221–225. Ч. 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44018864 (дата обращения: 27.04.2021).
11. Манушкина М.М., Шершнева В.А., Кочеткова Т.О. Формирование компонент математической компетентности студентов направления подготовки «Прикладная информатика» на бипрофессиональной основе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 96–99. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20736275 (дата обращения: 04.04.2021).
12. Минин М.Г., Муратова Е.А., Михайлова Н.С. Фонд оценочных средств в структуре образовательных программ // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 112–118. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16387141 (дата обращения: 28.04.2021).
13. Сясина Т.В. Рейтинговая оценка результатов учебной деятельности студентов как механизм формирования и оценки освоения компетенций при изучении дисциплины «математика» // Вестник ТОГУ. 2015. № 4 (39). С. 301–306. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24911028 (дата обращения: 15.04.2021).
14. Трофимец Е.Н. Формирование фонда оценочных средств в процессе обучения высшей математике // Проблемы управления качеством образования: сб. избр. ст. Междунар. науч.-метод. конф. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. С. 57–59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44196951 (дата обращения: 20.04.2021).
15. Ходырева Н.Г., Устинова Л.Г. Оценивание качества знаний студентов в модульно-цикловой сис-теме обучения в вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 25–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37273437 (дата обращения: 05.05.2021).
16. Шершнева В.А., Вайнштейн Ю.В., Кочеткова Т.О. Адаптивная система обучения в электронной среде // Программные системы: теория и приложения. 2018. № 4 (39), т. 9. С. 159–177. DOI: https://doi.org/10.25209/2079-3316-2018-9-4-3-159-177
17. Шкерина Л.В., Юшипицина Е.Н. Мониторинг компетенций студентов: диагностические карты, портфолио // Высшее образование сегодня. 2012. № 7. С. 19–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18249983 (дата обращения: 14.04.2021).
18. Kennedy D., Hyland A., Ryan N. Writing and using Learning outcomes: a practical guide // ResearchGate. 2007. URL: https://www.researchgate.net/publication/238 (дата обращения: 05.05.2021).
19. Köpeczi-Bocz T. Learning portfolio and proactive learning in higher education pedagogy // International Journal of Engineering Pedagogy. 2020. Vol. 10, No. 5. P. 34–48. URL: https://doi.org/10.3991/ijep.v10i5.13793 (дата обращения: 05.05.2021).
20. Papanthymou A., Darra M. Student self-assessment in higher education: The International experience and the Greek example // World Journal of Education. 2018. No. 8. P. 130–146. DOI: 10.5430/wje.v8n6p130
21. Sizova Zh., Semenova T., Naydenova N., Zvonnikov V., Chelyshkova M., Malygin A. Perspective approaches to student’s competence assessment in modern university // The European of Social and Behavioural Sciences. 2019. P. 851–858. DOI: 10.15405/epsbs.2019.09.02.95