ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ

  • Aldakimova Olga V. Армавирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-9218-901X
  • Oleshko Tatyana I. Армавирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-2677-1095
Ключевые слова: экспортный потенциал высшего образования, международная академическая мобильность, модульная программа развития международной академической мобильности.

Аннотация

Постановка проблемы. Необходимость успешного выполнения целевых показателей национального проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» актуализирует широкие междисциплинарные исследования международной академической мобильности как фактора укрепления российского влияния в мире. Анализ статистических данных, представленных в научной литературе результатов исследований подтверждает наличие в университетах ряда проблем образовательного и управленческого характера, сдерживающих приток студентов из зарубежных стран в российские вузы.

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании модульной структуры программы развития в вузе международной академической мобильности.

Методология (материалы и методы). Методологической основой исследования выступает системный подход, позволяющий рассматривать международную академическую мобильность как сложный много-аспектный феномен, обладающий внутренней целостностью. Опора на поликонтекстный подход обеспечивает учет системы факторов, влияющих на развитие в вузах международной академической мобильности.

Результаты исследования. Научная новизна и теоретическая значимость полученных результатов заключаются в обосновании модульной структуры программы развития в вузе международной академической мобильности, включающей концептуально-стратегический, административно-управленческий, научно-методический и психолого-консультативный модули. Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью их использования в вузовской практике для анализа имеющегося опыта и планирования новых направлений развития в вузе международной академической мобильности.

Заключение. Разработка целостной программы развития международной академической мобильности позволит вузам перейти от разрозненных мероприятий к реализации научно обоснованной стратегии укрепления лидерских позиций на международной арене.

Литература

1. Алдакимова О.В. Организационно-педагогические условия развития международной академической мобильности // Известия ВГПУ. 2020. № 8 (151). С. 82–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44130757 (дата обращения: 07.09.2021).
2. Антонова Н.Л., Высоцкая Я.С. Краткосрочная международная академическая мобильность: как фактор интернационализации высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23 (4). С. 80–90. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.030
3. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 31–58. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-31-58
4. Арефьев А.А., Арефьев П.А., Дмитриев Н.М. Стратегия России в экспорте образования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник / отв. ред. А.Л. Арефьев. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2019. Вып. 4. С. 388–410. DOI: 10.19181/obrnaukru.2019.12
5. Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8–9. С. 9–20. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20
6. Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 156–165. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-156-165
7. Бермус А.Г. К проблеме программирования научных исследований непрерывного образования в полевом подходе // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 1 (29). С. 1–18. DOI: 10.15393/j5.art.2020.5345
8. Годенко А.Е., Бойко Г.В., Гаджиев Р.Б., Филимонова Н.Ю. Студенческая мобильность как форма интернационализации образования: системный подход к организации // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 7. С. 129–138. DOI: 10.31992/0869- 3617-2021-30-7-129-138
9. Ендовицкий Д.А., Коротких В.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 9–26. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-9-26
10. Иманкулова Н.Б., Мошляк Г.А. Международная академическая мобильность студентов в контексте интернационализации высшего образования (опыт РУДН) // Вестник РУДН. Сер.: Международные отношения. 2019. Т. 19, № 3. С. 499–508. DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-3-499-508
11. Ковба Е.Г., Грибовод Д.М. Международная академическая мобильность сквозь призму тео-
рии «мягкой силы» // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 9–31. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-9-31
12. Комлева В.В. Экспортный потенциал российского высшего образования // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 5 (143). С. 9–21. DOI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43977581 (дата обращения: 06.09.2021).
13. Корягина И.А., Королев Г.В. Академическая мобильность в меняющемся мире: российский опыт // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). С. 170–181. DOI: 10.22394/2304-3369-2019-2-170-181
14. Кроливецкая С.М. Перспективы развития экспортного потенциала высшего образования Российской Федерации// Управленческое консультирование. 2018. № 12. С. 73–78. DOI: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-12-73-78
15. Меликян А.В. Внутренние факторы результативности экспорта образования в российских вузах // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 146–179. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-146-179
16. Меликян А.В. Статистический анализ динамики показателей деятельности российских вузов // Воп-росы статистики. 2021. Т. 28, № 1. С. 38–49. DOI: https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-1-38-49
17. Пимонова С.А., Фомина Е.М. Международная студенческая мобильность как элемент интернационализации образования // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23 (4). С. 91–103. DOI: 10.15826/umpa.2019.04.031
18. Понявина М.Б., Селезнев П.С. Увеличение количества иностранных студентов в российских вузах как элемент государственной политики в сфере образования // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 10 (1). С. 104–108. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-104-108
19. Романовская О.Е., Ильина Д.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе в контексте академической мобильности // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). 2019. № 2 (29). С. 62–68. URL: http://journal-ppp.ulspu.ru/wp-content/uploads/2019/07/2_28_23.pdf (дата обращения: 07.09.2021).
20. Рябинина А.М. Экспорт образовательных услуг на мировом рынке образования // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). 2021. № 85. С. 236–261. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-85-236-261. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-obrazovatelnyh-uslug-na-mirovom-rynke-obrazovaniya (дата обращения: 07.09.2021).
21. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробогатов В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. 2019. Т. 15, вып. 2. С. 420–435. DOI: 10.17059/2019-2-9
22. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Очирова Г.Н., Плетнева Ю.Э. Государственные стипендиальные и грантовые программы на обучение за рубежом как фактор развития человеческого капитала: российский и зарубежный опыт // LogosetPraxis. 2021. Т. 20, № 1. С. 65–77. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2021.1.8
23. Салин П.Б. Ключевые проблемы политической социализации обучающихся в РФ иностранных студентов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10, № 4 (46). С. 14–18. URL: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-4-14-18
24. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 27–40. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40
25. Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. № 7 (4). С. 131–139. DOI: 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139
26. Юревич М.А., Малахов В.А. Социологические исследования международной академической мобильности // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1, № 2. С. 103–117. DOI: 10.19181/smtp.2019.1.2.6
27. De Martino M. Promotion of political values through international programs of academic mobility // RUDN Journal of Political Science. 2020. Is. 22 (2). P. 312–319. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2020-22-2-312-319
28. De Wit H. Internationalization in higher education: A critical review // SFU Educational Review. 2019. Is. 12 (3). P. 9–17. DOI: https://doi.org/10.21810/sfuer.v12i3.1036
29. Gebregergis W.T., Mehari D.T., Gebretinsae D.Y., Tesfamariam A.H. The predicting effects of self-efficacy, self-esteem and prior travel experience on sociocultural adaptation among international students // Journal of International Student. 2020. No. 10 (2). P. 339–357. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v10i2.616
30. Li J. Conceptualizing soft power of higher education, perspectives on rethinking and reforming education. Singapore: Springer, 2018. 251 p. URL: https://www.springer.com/gp/book/9789811306402 (дата обращения: 07.09.2021).
31. Project Atlas infographics 2020 // The Power of International Education. URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Project-Atlas/Explore-Data/Russia (дата обращения: 02.09.2021)
Опубликован
2021-10-27
Как цитировать
V., A., & I., O. (2021). ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 57(3), 5-16. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-285