ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

  • Yi Anran Российский университет дружбы народов
Ключевые слова: студенты, гуманитарные специальности, китайский язык, группы трудностей в обучении, три стадии обучения.

Аннотация

Постановка проблемы. Значимость исследования трудностей преподавания китайского языка студентам гуманитарных специальностей в российских вузах обусловлена современной международной обстановкой и необходимостью совершенствовать систему подготовки выпускников-гуманитариев в соответствии с требованиями времени.

Цель статьи – исследование современных представлений о трудностях преподавания китайского языка студентам, обучающимся в российских вузах по гуманитарным специальностям, и путей их преодоления.

Методология исследования. В ходе исследования автором были применены такие методы, как изучение, систематизация, а также анализ специальной литературы, наблюдение, описание, анализ преподавательского опыта. Материалы: научные публикации, касающиеся проблематики и особенностей преподавания китайского языка студентам гуманитарных специальностей в российских вузах.

Результаты исследования, авторский вклад. Выявлены трудности в преподавании китайского языка, что связывается с отсутствием единой интернациональной терминологии, недостаточным количеством часов, выделенных на изучение иностранного языка. Автором формулируется перечень рекомендаций, направленных на устранение имеющихся трудностей.

Литература

1. Акимова О.В. Актуальные проблемы преподавания в вузах китайского языка как иностранного // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2017. С. 443–446.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29191313_83333413.pdf
2. Би С., Азаренко Ю.А. Значение Институтов Конфуция в развитии обучения китайскому языку (на примере Института Конфуция гуманитарного института НГУ) // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2021. Т. 20, № 4. С. 176–186. DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-4-176-186
3. Богданова Н.А., Солнцева Е.Г. К вопросу о необходимости создания языковой среды в российских вузах (для студентов, изучающих китайский язык) // Современная наука: актуальные проб-лемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. № 11-2. С. 9–11. DOI: 10.37882/2223-2982.2020.11-2.03
4. Ван С. Причины трудностей в обучении китайским иероглифам и советы по их решению // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: матер. X Междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2020. С. 791–795. DOI: 10.48344/BSPU.2020.86.68.117
5. Выбойщик А.В. Сравнительные аспекты преподавания китайского языка студентам и слушателям гуманитарных и технических специальностей в г. Челябинске // Актуальные вопросы изучения истории, международных отношений и культур стран Востока: матер. междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2019. С.153–155.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42864015_38163125.pdf
6. Григорьева А.А. Анализ работы вузов по преподаванию китайского языка в Российской Федерации // Меридиан: научный электронный журнал. 2018. № 4 (15). С. 108–110. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36447839_55613534.pdf
7. Лабзина Ю.Е. Актуальные проблемы преподавания иностранного языка с учетом профессиональной специфики направления подготовки гуманитарного вуза // Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития: сб. науч. тр. по итогам межвуз. науч.-практ. конф. преподавателей и аспирантов. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2016. С. 121–124. URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27323417_12019784.pdf
8. Ли А.Ю. Сравнительный анализ методики преподавания китайского языка как иностранного на примере КНР и России // Языки и литература в поликультурном пространстве. 2020а. № 6. С. 69–73. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42945099_77848489.pdf
9. Ли Х. Стратегии преподавания китайской фонетики на начальном этапе изучения китайского языка русскоговорящими студентами // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2020б. № 33. С. 6–11.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43019070_23812234.pdf
10. Лодонова Т.Б. Проблематика преподавания китайского языка и пути решения // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2020. Т. 16, № S1. С. 89–94. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44612740_11811044.pdf
11. Макаренко Л.А. Дихотомия концепций преподавания иероглифики китайского языка как иностранного // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 7-1 (61). С. 82–85. DOI: 10.23670/IRJ.2017.61.067
12. Назарова С.А. Современное состояние обучения китайскому языку: изучение и обобщение опыта преподавателей китайского языка // Современные востоковедческие исследования. 2020. Т. 2, № 2. С. 13–21. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45787773_25000131.pdf
13. Салахова М.Г. Основные аспекты преподавания китайского языка в России // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 87–92. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42810636_66370522.pdf
14. Тавберидзе Д.В. Формирование лингвострановедческой компетенции студентов гуманитарных специальностей // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 180–182. DOI: 10.24412/1991-5500-2020-685-180-182
15. Чарчоглян Т.Г. Трудности аудирования при обучении русскоговорящих учащихся китайскому языку // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 2 (31). С. 42–47. DOI: 10.21777/2500-2112-2020-2-42-47
16. Шатравка А.В. Основные трудности при преподавании грамматики китайского языка как иностранного // Россия – Китай: история и культура: сб. ст. и докладов участников XII Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Фэн, 2019. С. 558–560.
URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/
17. Chew F.P., Yong Ch. H. Аssessment of the lower secondary Chinese language syllabus among teachers // International Journal of Applied Systemic Studies. 2015. Vol. 6, is. 2. P. 103–120. DOI: 10.1504/IJASS.2015.072464
18. Han X., Yu H. Construction of special subject database in university archives-discussion on the construction of Chinese special topic database // Journal of Advanced Oxidation Technologies. 2018. Vol. 21, is. 2. P. 201. DOI: 10.26802/jaots.2018.12364
19. Lamb M., Wedell M. Cultural contrasts and commonalities in inspiring language teaching // Language Teaching Research. 2015. Vol. 19, is. 2. P. 207–224. DOI: 10.1177/1362168814541716
20. Li B., Yao S., Hong W. Beginning Chinese as a foreign language online course design: utilizing multiple digital modes and assessments // Handbook of Research on Foreign Language Education in the Digital Age. Hershey, PA: IGI Global, 2016. P. 104–142. DOI: 10.4018/978-1-5225-0177-0.ch006
21. Li Z. Critical thinking cultivation in Chinese learning classes for international students during the COVID-19 pandemic // Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 40. DOI: 10.1016/j.tsc.2021.100845
22. Nian Q. Psychological mechanism and law of audience acceptance in teaching of Chinese as a foreign language // Revista Argentina de Clinica Psicologica. 2020. Vol. 29, is. 1. P. 1210–1215. DOI: 10.24205/03276716.2020.173
23. Wang Y., Grist M., Grant S. Into the real world: autonomous and integrated Chinese language learning through a 3D immersive experience. In: Lan YJ., Grant S. (eds) Contextual Language Learning. Chinese Language Learning Sciences. Singapore: Springer, 2021. P. 119–145. DOI: 10.1007/978-981-16-3416-1_6
24. Xu B., Ma L., Zhang L., Li H., Kang Q., Zhou M. Аn adaptive wordpiece language model for learning Chinese word embeddings. In: Proceedings of the IEEE 15th International Conference on Automation Science and Engineering (CASE). Vancouver: IEEE Computer Society, 2019. P. 812–817. DOI: 10.1109/COASE.2019.8843151
25. Yang J., Li P. Mechanisms for auditory perception: a neurocognitive study of second language learning of mandarin Chinese // Brain Sciences. 2019. Vol. 9, No. 6. DOI: 10.3390/brainsci9060139
Опубликован
2022-03-30
Как цитировать
Anran, Y. (2022). ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 59(1), 137-146. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-324