СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТОТЫ ЗАНЯТИЙ ПОВСЕДНЕВНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Ключевые слова: повседневное творчество, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, пожилой возраст, творческая активность.

Аннотация

Проблема и цель. Увеличение доли пожилых людей в населении делает актуальной проблему субъективного благополучия в пожилом возрасте. В статье рассматривается повседневное творчество как способ повышения субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью пожилых людей. Цель – представить сравнительное исследование частоты занятий повседневным творчеством и субъективного благополучия в пожилом возрасте.

Методологию исследования составил субъектно-деятельностный подход. В исследовании применялись: метод интервью; шкала самооценки творческой активности; шкала субъективного счастья Любомирски, Леппер; индекс удовлетворенности жизнью (авторы Neugarten, Havinghurst, Tobin). Для сравнительного статистического анализа применяли критерий Краскела – Уолисса. В исследовании приняли участие респонденты (N = 189) в возрасте от 60 до 90 лет (M = 68,76; SD = 7,54), из которых 71 мужчина (37,57 %).

Результаты. Выявлены более высокие показатели субъективного благополучия, гедонистического благополучия и удовлетворенности жизнью у тех пожилых людей, кто часто или ежедневно занимается творчеством (p < 0, 001).

Заключение. Проведенное сравнительное исследование частоты занятий творчеством пожилых респондентов со шкалами благополучия показало, что у творчески активных испытуемых уровень субъективного благополучия значимо выше, чем у испытуемых, кто никогда или редко занимается творчеством. Полученные результаты могут быть использованы социально-психологическими службами при разработке копинг-стратегий для поддержания или повышения уровня субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.

Литература

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. С. 40.
2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. 96 c.
3. Леонтьев Д.А. Переживания, сопровождающие деятельность, и их диагностика // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сб. матер. III Всерос. конф. по психол. диаг-ностике, 9–11 сентября 2015 г. / отв. ред. Н.А. Батурин. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т. 1. С. 175–179.
4. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля //
Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14–37. DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.02
5. Мирошник К.Г., Щербакова О.В. Психологические исследования креативности в России (2000–2017 гг.). Ч. I: Анализ методологических практик // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 2. C. 15–25.
6. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117–142. DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.06
7. Смирнова Н.М., Горелов А.А., Моркина Ю.С. Творчество, смысл, интерпретация / Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2016. 139 с.
8. Cardoso de Sousa F. Still the elusive definition of creativity // International Journal of Psychology: a Biopsychosocial Approach. 2008. Vol. 2. P. 55–82.
9. Conner T.S., DeYoung C.G., Silvia P.J. Everyday creative activity as a path to flourishing // Journal of Positive Psychology. 2018. Vol. 13. P. 181–189.
10. Corazza G.E. Potential originality and effectiveness: The dynamic definition of creativity // Creativity Research Journal. 2016. Vol. 28, No 3. P. 258–267.
DOI: 10.1080/10400419.2016.1195627
11. Cotter K.N., Christensen A.P., Silvia P.J. Creativity’s role in everyday life. In: J.C. Kaufman, R.J. Sternberg (Eds.). 2nd ed. Cambridge handbook of creativity. Cambridge University Press, 2019. P. 640–652.
12. Cropley A., Cropley D. The dark side of creativity in the classroom: The paradox of classroom teaching. In: J. B. Jones and L. J. Flint (Eds.). The Creative Imperative: School Librarians and Teachers Cultivating Curiosity Together. Santa Barbara: ABC-CLIO, 2013. Chapter 3. P. 39–52.
13. DeNeve J-E., Diener E., Tay L., Xuereb C. The objective benefits of subjective well-being. In: J.F. Helliwell, R. Layard, J. Sachs (Eds.). World happiness report. New York: UN Sustainable Network Development Solutions Network, 2013. Vol. 2. P. 54–79.
14. Diener E., Lucas R.E., Oishi S. Advances and open questions in the science of subjective well-being // Collabra Psychol. 2018. Vol. 4, No 15.
DOI: 10.1525/collabra.115
15. Diener E., Tay L., Oishi S. Rising income and the subjective well-being of nations // Journal of Personality & Social Psychology. 2013. Vol. 104. P. 267–276. DOI: 10.1037/a0030487
16. Duhamel K.V. Creativity and the golden years: Biopsychosocial and cultural influences for living a successful life // Sociology and Anthropology. 2016. Vol. 4, No. 12. P. 1093–1098. DOI: 10.13189/sa.2016.041208
17. Flood M., Phillips K.D. Creativity in older adults: A plethora of possibilities // Issues in Mental Health Nursing. 2007. Vol. 28. P. 389–411.
18. Glăveanu V.P. Thinking through creativity and culture: Toward an integrated model. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 2014.
DOI: 10.15290/ctra.2014.01.02.15
19. Goulding A., Davenport B., Newman A. (Eds.). Resilience and Ageing: Creativity, Culture, and Community. Policy Press, Bristol, UK, 2018. 224 p.
20. Karwowski M., Brzeski A. Selfies and the (creative) self: A diary study // Frontiers in Psychology. 2017. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00172
21. Kaufman J.C., Beghetto R.A. Beyond big and little: The four C model of creativity // Review of General Psychology. 2009. Vol. 13. P. 1–12.
22. Marsiske M., Willis S. Creativity and successful aging: Theoretical and empirical approaches. New York, NY: Springer, 1998.
23. Piffer D. Can creativity be measured? An attempt to clarify the notion of creativity and general directions for future research // Thinking Skills and Creativity. 2012. Vol. 7. P. 258–264. DOI: 10.1016/j.tsc.2012.04.009
24. Richards R. Everyday creativity: Process and way of life − four key issues. In: J. Kaufman, R. Sternberg (Eds.). The Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge University Press, 2010. P. 189–215.
25. Silvia P.J., Beaty R.E., Nusbaum E.C., Eddington K.M., Levin-Aspenson H., Kwapil T.R. Everyday creativity in daily life: An experience-sampling study of “little c” creativity // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2014. Vol. 8, No 2. P. 183–188. DOI: 10.1037/a0035722
26. Tan C.S., Nainee S., Tan S.A., Viapude G.N. Self-rated creativity relieves death anxiety: The mediating role of meaning in life. 2017. Paper presented at the National Conference on Creativity in Education and Humanities, Universiti Sains Malaysia, Penang, Malaysia.
27. Tan C., Tan S., Hashim M., Lee M., Wen-Huey Ong A., Binti Y. S. Problem-solving ability and stress mediate the relationship between creativity and happiness // Creativity Research Journal. 2019. Vol. 31, No 1. P. 15–25.
28. Walia C. A dynamic definition of creativity // Creativity Research Journal. 2019. Vol. 31, No. 3. DOI: 10.1080/10400419.2019.1641787
29. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division. World Population Prospects 2019: Highlights (ST/ESA/SER.A/423).
Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
A., B. (2022). СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТОТЫ ЗАНЯТИЙ ПОВСЕДНЕВНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 60(2), 110-117. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-60-2-337