ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРАЕКТОРИИ САМООБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВЫПУСКНОГО КУРСОВ БАКАЛАВРИАТА
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена проблеме формирования у студентов представлений о траектории самообразования с целью повышения их адаптированности в постоянно изменяющемся мире. Акцентируется внимание на развитии самостоятельности обучающихся в построении данной траектории, поиске путей повышения степени ее полноты и продуманности. Цель статьи – представить результаты исследования, посвященного разработке инструментария для диагностики представлений студентов о траектории самообразования, а также выявлению особенностей данных представлений у студентов первого и выпускного курсов бакалавриата.
Методология. Для реализации поставленных целей была создана анкета, теоретическим основанием которой послужили работы А.В. Хуторского, Г.М. Кулешовой, Е.А. Александровой, Ю.Г. Юдиной, С.В. Вдовиной, И.С. Якиманской, С.В. Юдаковой и др. Анкета направлена на выявление следующих компонентов представления о траектории самообразования: наличие конкретных планов, представлений о способах их реализации и действиях, направленных на самообразование.
Результаты. Были выявлены статистически значимые различия между представлениями студентов первого и четвертого курсов о траектории самообразования: обучающиеся на выпускном курсе по сравнению с первокурсниками имеют более сформированные представления о траектории самообразования, бо́льшую осознанность своего круга интересов, а также более мотивированы на самообразование и выше оценивают свои умения рационально планировать время в процессе самообразовательной деятельности. Среди способов самостоятельного получения ЗУН обучающиеся первого курса чаще всего выбирают посещение мастер-классов, лекций, конференций, летних/зимних школ, студенты четвертого курса – чтение и ведение заметок, общение с профессионалами. Общим для всей выборки (независимо от курса обучения) является недостаточная степень анализа возможных трудностей, с которыми обучающиеся могут столкнуться в процессе само-
образовательной деятельности, а также неготовность отводить конкретное время для занятий в рамках самообразования (стихийный характер занятий).
Заключение. На основании полученных результатов были сформулированы рекомендации для обучающихся с целью формирования у них более четких представлений о траектории самообразования. Авторский вклад заключается в разработке инструментария (анкеты) для определения сформированности представлений студентов о траектории самообразования и проведении эмпирического исследования, результаты которого расширяют научные представления о психологии самообразовательной деятельности студентов.
Литература
2. Грановская Т.В., Коломиец О.М. Психолого-педагогические условия становления субъекта учебной деятельности в контексте современных теорий обучения // Вестник МГЛУ. 2009. № 563. С. 163–175.
3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование: парадигма XXI века // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 25–32.
4. Зеер Э.Ф., Журлова Е.Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории. Образование и наука. 2017. № 3. С. 77–93. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-77-93
5. Ибляминова М.Р. Дефиниция содержания понятия «индивидуальная образовательная траек-тория» методом контент-анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2019. № 4. С. 368–373. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-368-373
6. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. 432 с.
7. Кутняя И.А. Диагностика уровня развития самообразовательной деятельности студентов при изучении химии // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 210–217.
8. Медведев И.Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Образование и наука. 2012. № 2. С. 32–41.
9. Медведев И.Ф. Понятие самообразования в отношениях с родственными педагогическими понятиями // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2. С. 103–106.
10. Сагитова Р.Р. Генезис сущности понятия самообразования в истории развития отечественной и зарубежной педагогики // Вестник Брянского государственного университета. 2010. № 1. С. 35–41.
11. Суханов П.В. К вопросу о самообразовательной деятельности студентов в системе современного высшего профессионального образования // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. С. 88–93.
12. Суханов П.В., Нурулин Р.Н. Структура самообразовательной деятельности студентов как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2016/5/25225.pdf (дата обращения: 25.12.2021).
13. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия // Педагогическое образование в России. 2015. № 5. С. 39–44.
14. Шахова И.Н. Самообразование как коммуникативное взаимодействие: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. Екатеринбург, 2006. 166 с.
15. Юдакова С.В. Профессионально-педагогическое самообразование: учеб. пособие. Владимир: ВГГУ, 2010. 131 с.
16. Aşkin Tekkol İ., Demirel M. An investigation of self-directed learning skills of undergraduate students // Frontiers in Psychology. 2018. Issue 9(2324).
DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02324.
URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.02324/full (дата обращения: 01.02.2022).
17. Boer H. de, Donker A.S., Kostons D.D.N.M., Werf G.P.C. van der. Long-term effects of metacognitive strategy instruction on student academic performance: A meta-analysis // Educational Research Review. 2018. Vol. 24. P. 98–115. DOI: 10.1016/j.edurev.2018.03.002
18. Curran V., Gustafson D.L., Simmons K., Lannon H., Wang C., Garmsiri M., Fleet L., Wetsch L. Adult learners’ perceptions of self-directed learning and digital technology usage in continuing professional education: An update for the digital age // Journal of Adult and Continuing Education. 2019.
URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1477971419827318 (дата обращения: 01.02.2022). DOI: 10.1177/1477971419827318
19. Geng S., Law K.M.Y., Niu B. Investigating self-directed learning and technology readiness in blending learning environment // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. Vol. 16. URL: https://educationaltechnologyjournal (дата обращения% 31.01.2022). DOI: 10.1186/s41239-019-0147-0
20. Jansen R.S., Leeuwen A. van, Janssen J., Jak S., Kester L. Self-regulated learning partially mediates the effect of self-regulated learning interventions on achievement in higher education: A meta-analysis // Educational Research Review. 2019. Vol. 28.
URL: https://www.sciencedirect.com/science/article
(дата обращения: 31.01.2022).
DOI: 10.1016/j.edurev.2019.100292
21. Loyens S.M.M., Magda J., Rikers M.J.P. Self-directed learning in problem-based learning and its relationships with self-regulated learning // Educational Psychology Review. 2008. Vol. 20. P. 411–427. DOI: 10.1007/s10648-008-9082-7
22. Morris T.H. Self-directed learning: A fundamental competence in a rapidly changing world // International Review of Education. 2019. Vol. 65. P. 633–653. DOI: 10.1007/s11159-019-09793-2
23. Rashid T., Asghar H.M. Technology use, self-directed learning, student engagement and academic performance: Examining the interrelations // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 63. P. 604–612. DOI: 10.1016/J.CHB.2016.05.084
24. Saeid N., Eslaminejad T. Relationship between student’s self-directed learning readiness and academic self-efficacy and achievement motivation in students // International Education Studies. 2017. Vol. 10. URL: https://ccsenet.org/journal/index.php/ies/article/view/65360 (дата обращения: 31.01.2022).
DOI: 10.5539/ies.v10n1p225
25. Slater C.E., Cusick A. Factors related to self-directed learning readiness of students in health professional programs: a scoping review // Nurse Education Today. 2017. Vol. 52. P. 28–33. DOI: 10.1016/j.nedt.2017.02.011
26. Theobald M. Self-regulated learning training programs enhance university students’ academic performance, self-regulated learning strategies, and motivation: A meta-analysis // Contemporary Educational Psychology. 2021. Vol. 66 (1). P. 101976.
URL: https://www.sciencedirect.com/science/article (дата обращения: 30.01.2022).
DOI: 10.1016/j.cedpsych.2021.10.19.76