РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЛЕКЦИЯХ ПО ПСИХОЛОГИИ

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоции, студенты, лекции по психологии, личность, личность студента, активные методы обучения.

Аннотация

Постановка проблемы. Дополнение федеральных государственных образовательных стандартов требованиями к выпускникам относительно практического применения психологических знаний предполагает ориентацию на активные методы обучения в преподавании дисциплины «Психология» для студентов непсихологических специальностей и направлений подготовки. Чтобы эффективно решать задачи в учебной и будущей профессиональной деятельности, студентам необходимо развивать способности к распознаванию, осознанию, управлению и использованию эмоций в решении проблем. Данные способности входят в структуру эмоционального интеллекта.

Цель статьи – рассмотреть современные модели эмоционального интеллекта и возможности его развития у студентов, а также описать результаты исследования, направленного на выявление изменений в степени выраженности показателей эмоционального интеллекта у студентов в результате обучения с применением упражнений на развитие его компонентов.

Методология и методы исследования. Теоретической основой исследования выступила модель эмоционального интеллекта П. Сэловэя и Дж. Мэйера. Применялись: психодиагностический метод (Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) в адаптации Е.А. Сергиенко и И.И. Ветровой и «Методика диагностики эмоционального интеллекта» (МЭИ) М.А. Манойловой); экспериментальный метод, заключающийся в проведении лекционных занятий с применением активных методов обучения и без них; методы математико-статистической обработки данных.

Результаты исследования. При сравнении показателей эмоционального интеллекта в группах студентов различных специальностей и направлений подготовки до проведения лекций значимых различий выявлено не было. Отсутствие различий было установлено и после проведения лекций, при этом наблюдалось общее снижение выраженности показателей эмоционального интеллекта в контрольной и экспериментальной группах. У студентов, выполнявших упражнения, снижение происходило по меньшему числу показателей по сравнению со студентами, не выполнявшими упражнения в ходе лекции.

Заключение. Результаты исследования вносят вклад в представления об эмоциональном интеллекте студентов и способах его развития. Материалы статьи будут полезны преподавателям психологии, а также исследователям в области проблем эффективности усвоения учебной информации в процессе обучения.

Литература

1. Баляев С.И., Кожаева К.А., Никишов С.Н. Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня интеллектуального развития студентов различных направлений подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN321.pdf (дата обращения: 18.06.2024).
2. Бусыгина А.Л. Психологическая компетентность (грамотность) студентов педагогических вузов как основа психологического здоровья будущего педагога // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2014. № 2 (22). С. 24–28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya (дата обращения: 10.02.2025).
3. Васильева И.В. Контекстно зависимый подход как способ преодоления проблем современной психодиагностики // Образование и наука. 2011. № 5. С. 72–83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstno (дата обращения: 10.02.2025).
4. Волгуснова Е.А., Личман Д.С. Общие и специфические особенности показателей эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (36). С. 100–106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie (дата обращения: 10.02.2025).
5. Волохова Е.В., Любимова Е.А. Динамика эмоционального интеллекта студентов в процессе изу-чения дисциплины «Эмоциональный интеллект» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. № 11 (4). С. 50–53. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.134.27 (дата обращения: 10.02.2025).
6. Горшкова О.В. Активные методы обучения: формы и цели применения // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. S3. С. 10–15. URL: http://e-koncept.ru/2017/470039.htm (дата обращения: 10.02.2025).
7. Дмитриева Е.А. Особенности эмоционального интеллекта у студентов разных направлений профессиональной подготовки // Актуальные вопросы современных научных исследований. 2023. С. 190–192. URL: https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/156034/ (дата обращения: 10.02.2025).
8. Дорофеева Ю.А. Психологические и возрастные особенности студенческого возраста // Приволжский научный вестник. 2015. № 4-2, т. 44. С. 41–43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie (дата обращения: 10.02.2025).
9. Зинурова Р.Р., Жуплатова Л.А. Эмоциональный интеллект: особенности проявления при решении неопределенных задач // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 1. С. 90–95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29712930 (дата обращения: 10.02.2025).
10. Короткова В.О. Тренинг как эффективная форма обучения психологическому консультированию // Психология и педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2016. С. 124–127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27295894 (дата обращения: 10.02.2025).
11. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29–36. URL: http://www.creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ/Social_IQ.pdf (дата обращения: 10.02.2025).
12. Люсин Д. В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 129–140. URL: http://www.creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ/Social_IQ.pdf (дата обращения: 10.02.2025).
13. Манойлова М.А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта МЭИ // Педагогическая диагностика. 2007. № 3. С. 95–109. URL: https://narodnoe.org/journals/pedagogicheskaya (дата обращения: 10.02.2025).
14. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта у студентов педагогических вузов // Акмеология. 2003. № 3. С. 40–41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskoev (дата обращения: 10.02.2025).
15. Мукина А.Н. Возможности дисциплины «Иностранный язык» для развития эмоционального интеллекта студентов заочного вуза // Педагогика, психология, общество: от теории к практике. 2023. С. 163–166. URL: https://phsreda.com/e-articles/10488/Action10488-106091.pdf (дата обращения: 10.02.2025).
16. Панькова А.М., Валиев Р.А., Максимова Л.А., Каримова В.Г., Асташов М.С. Исследование специфики эмоционального интеллекта студентов вузов разных направлений подготовки как условие эффективного взаимодействия в профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2022. № 2. С. 131–140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie (дата обращения: 10.02.2025).
17. Серый А.В., Яницкий М.С., Браун О.А. Смысловая обусловленность структуры Я-концепции студенческой молодежи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 597–607. DOI: https://doi.org/14JBckNBhYiMbkRVns47gdtrJYEpN6W4em (дата обращения: 10.02.2025).
18. Силакова Л.В. Профессиональные компетенции и способы их формирования в вузе // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 2. С. 21–31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye (дата обращения: 10.02.2025).
19. Скороходова В.Д., Ларионова Л.А. Особенности эмоционального интеллекта у студентов-психологов // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 5. С. 105–113. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17326 (дата обращения: 10.02.2025).
20. Сорокоумова Г.В. Психологический тренинг как метод развития профессиональных качеств студентов – будущих психологов // Гуманизация образования. 2018. № 3. С. 46–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy (дата обращения: 10.02.2025).
21. Drigas, A., & Papoutsi, C. (2021). Nine-layer pyramid model questionnaire for emotional intelligence. International Journal of Online & Biomedical Engineering, 17 (7), 58–76. DOI: https://doi.org/10.3991/ijoe.v17i07.22765 (access date: 10.02.2025).
22. Frenzel, A.C., Goetz, T., & Stockinger, K. (2024). Emotions and emotion regulation. In: Handbook of Educational Psychology (pp. 219–244), Routledge. URL: https://www.taylorfrancis.com/books/edit/10.4324 (access date: 10.02.2025).
23. Goetz, T. et al. (2003). Emotions, learning and achievement from an educational-psychological perspective. In: Eds. Ph. Mayring, Ch. von Rhoeneck, Learning Emotions: the Influence of Affective Factors on Classroom Learning (pp. 9–28), Frankfurt am Main. URL: https://kops.uni-konstanz.de/server/api/core/ (access date: 10.02.2025).
24. Goetz, T. et al. (2005). Emotional intelligence in the context of learning and achievement. In: Emotional Intelligence: An International Handbook (pp. 233–253). Cambridge, MA. URL: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr= (access date: 10.02.2025).
25. Hascher, T. (2010). Learning and emotion: Perspectives for theory and research. European Educational Research Journal, 9 (1), 13–28. DOI: https://doi.org/10.2304/eerj.2010.9.1.13 (access date: 10.02.2025).
26. Jiménez-Picón, N. et al. (2021). The relationship between mindfulness and emotional intelligence as a protective factor for healthcare professionals: systematic review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18 (10). DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18105491 (access date: 10.02.2025).
27. Kotsou, I. et al. (2019). Improving emotional intelligence: A systematic review of existing work and future challenges. Emotion Review, 11 (2), 151–165. DOI: https://doi.org/10.1177/1754073917735902 (access date: 10.02.2025).
28. Muhina, T. et al. (2016). Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training. International Electronic Journal of Mathematics Education, 11 (10), 3463–3467. URL: https://www.iejme.com/article/ (access date: 10.02.2025).
29. Nisha, R., & Alice Sophia, D. (2017). Parents role in nurturing emotional intelligence in children life – An approach towards development of emotional quotient. International Journal of Economic Research, 14 (11), 151–158. URL: https://www.researchgate.net/publication/325531248 (access date: 10.02.2025).
30. Pekrun, R. et al. (2002). Positive emotions in education. In: Ed. E. Frydenberg, Beyond Copying: Meeting Goals, Visions, and Challenges (pp. 149–173), Oxford.
31. Ristea, C., Macovei, S., & Leonte, N. (2016). The influence of motor activities on the development of emotional intelligence. In: ICPESK 2015 (pp. 379–384). 5th International Congress on Physical Education, Sport and Kinetotherapy, 11. URL: https://kops.uni-konstanz.de/server/api/core/ (access date: 10.02.2025).
32. Salovey, P., & Mayer, J.D. (1990). Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality, 9, 185–211. DOI: https://doi.org/10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG (access date: 10.02.2025).
33. Salovey, P., & Pizarro, D.A. (2003). The value of emotional intelligence. In: R.J. Sternberg, J. Lautrey, & T.I. Lubart (Eds.), Models of Intelligence: International Perspectives (pp. 263–278), Washington D.C. URL: https://static1.squarespace.com/static/4ff4905c84 (access date: 10.02.2025).
34. Urquijo, I., Extremera, N., & Azanza, G. (2019). The contribution of emotional intelligence to career success: Beyond personality traits. International Journal of Environmental Research and Public Health, 16 (23), 4809–4822. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph16234809
35. Wagstaff, C.R.D., Hanson, S., & Fletcher, D. (2013). Developing emotion abilities and regulation strategies in a sport organization: an action research intervention. Psychology of Sport and Exercise, 14 (4), 476–487. DOI: 10.1016/j.psychsport.2013.01.006 (access date: 10.02.2025).
Опубликован
2025-06-30
Как цитировать
P., I., A., K., & S., G. (2025). РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЛЕКЦИЯХ ПО ПСИХОЛОГИИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 72(2), 91-109. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/618