ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЛЕКСИКЕ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Проблема и цель. Освоение лексики на занятиях иностранного языка является предпосылкой развития основных речевых умений (чтение, аудирование, письмо, говорение). В современных условиях для эффективной работы с лексическим материалом успешно используются различные средства визуализации. В качестве таких средств, или инструментов, визуализации в данной статье рассматриваются Word cloud (облако слов) и Mind map (ментальная карта). Целью данной статьи является описание опыта применения инструментов Word cloud и Mind map при обучении лексике на занятиях иностранного языка студентов языковой специальности.
Методология исследования опирается на опыт отечественных и зарубежных ученых в области методики работы с лексикой, в том числе с применением технических средств и средств визуализации, таких как Word cloud и Mind map. Также в качестве метода исследования используется эксперимент с участием студентов отделения иностранных языков направления «Лингвистика». В рамках эксперимента студенты были разделены на две группы и после первичного ознакомления с лексическим материалом и механизмом составления облака слов и ментальной карты получили задание представить новый вокабуляр в формате Word cloud или Mind map соответственно группе. На следующем этапе студентам было предложено выполнить письменное задание, используя освоенную лексику.
Результаты. В результате исследования был проведен анализ письменных работ студентов, выявлены преимущества и трудности в использовании обоих инструментов, обозначены перспективы применения Word cloud и Mind map при освоении лексики на занятиях иностранного языка.
Заключение. Проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования инструментов Mind map и Word cloud на занятиях иностранного языка для совершенствования профессиональных и личностных навыков студентов. Очевидно, что привлечение данных инструментов к работе с лексикой способствует охвату большего объема материала, более эффективному запоминанию и качественному воспроизведению новой лексики в речевой деятельности обучающихся.
Литература
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-aspekty-ispolzovaniya-tehnologii-intellekt-kart-mind-map-v-pedagogicheskom-protsesse/viewer (дата обращения: 23.09.2022).
2. Белоновская И.Д., Кирьякова А.В., Горяйнова Т.А., Дробот М.А. Развивающий потенциал технологий визуализации в гибридном обучении студентов // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16, № 3. С. 127–144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46683839 (дата обращения: 23.09.2022).
3. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / пер. с англ. Ю. Константиновой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 208 с.
4. Кирюшина О.В. Рациональные приемы запоминания иноязычной лексики в системе профильной подготовки студентов вуза: теоретический и практический аспекты // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 1. С. 116–124.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalnye-priemy
(дата обращения: 23.09.2022).
5. Комарова М.А. Облако слов и инфографика как дидактические информационные ресурсы при обучении французскому языку // Романия: языковое и культурное наследие – 2019: матер. I Междунар. науч.-практ. конф. / редколл.: О.В. Лапунова и др. Минск: Белорус. гос. ун-т, 2019. С. 263–268. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/234013 (дата обращения: 23.09.2022).
6. Котова О.Г., Коковина Е.Н. Интеллект-карты на уроках английского языка // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 35 (117). С. 27–31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-karty-na-urokah-angliyskogo-yazyka/viewer (дата обращения: 23.09.2022).
7. Лепехин Е.А., Мойсевич В.Г. Использование средств визуализации текстовой информации при обучении иностранному языку // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: матер. VI Междунар. науч.-метод. конф. 2020. С. 285–291. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44148568 (дата обращения: 23.09.2022).
8. Осадчая О.В., Трач А.С. Облака слов в обучении иностранному языку для специальных целей студентов инженерно-технического вуза // Образование. Наука. Инновации. 2014. № 6 (38). С. 187–197. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22665903 (дата обращения: 23.09.2022).
9. Сапух Т.В. Современные средства формирования лексических навыков учащихся на уроках английского языка (на примере облака слов) // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 212–216. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-sredstva-formirovaniya-leksicheskih-navykov-uchaschihsya-na-urokah (дата обращения: 23.09.2022).
10. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. М.: АСТ: Астрель, 2008. 272 с.
11. Тихонова Е.В., Хорохорина Г.А. Активные формы обучения на занятиях по английскому языку на примере образовательных интернет-технологий // Психология образования в поликультурном пространстве. 2014. № 4 (28). С. 29–35.
12. Шмараева А.А. Реализация метода интеллект-карт с помощью цифровых инструментов на занятиях по иностранному языку в вузе // Актуальные проблемы современного языкового образования в вузе: вопросы теории языка и методики обучения: программа и тезисы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Коломна, 2021. С. 253–256.
13. Bialystok E. The role of conscious strategies in second language proficiency // The Modern Language Journal. 1981. Is. 65. P. 24–35. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-4781.1981.tb00949.x
14. Budd J.W. Mind maps as classroom exercises // The Journal of Economic Education. 2004. Vol. 35:1. P. 35–46. DOI: 10.3200/JECE.35.1.35-46
15. Buzan T. Mind map handbook. London: Thorsons, 2005. 431 p.
16. Erdem A. Mind maps as a lifelong learning tool // Universal Journal of Educational Research. 2017. Vol. 5 (12A). P. 1–7.
DOI:10.13189/ujer.2017.051301
17. Ghalebi R., Sadighi F., Bagheri M.S. Vocabulary learning strategies: A comparative study of EFL learners // Cogent Psychology. 2020. Vol. 7, is. 1. DOI: 10.1080/23311908.2020.1824306
18. Gu P.Y. Validation of an online questionnaire of vocabulary learning strategies for ESL // Studies in Second Language Learning and Teaching. 2018. Vol. 8, No. 2: Special Issue: Language learning strategies: Linking with the past, shaping the future. P. 325–350. DOI: 10.14746/ssllt.2018.8.2.7
19. Hashemi Z., Hadavi M. Investigation of vocabulary learning strategies among EFL Iranian medical sciences students // Procedia – Social and Behavioral Science. 2015. Vol. 192. P. 629–637. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.06.110
20. Hasnine M.N., Wu J. Wordhyve: A context-aware language learning app for vocabulary enhancement through images and learning contexts // Procedia Computer Science. 2021. Vol. 192 (1). P. 3432–3439. DOI: 10.1016/j.procs.2021.09.116
21. Kirsch Cl. Using storytelling to teach vocabulary in language lessons: Does it work? // The Language Learning Journal. 2016. Vol. 44, is. 1. P. 33–51. DOI: 10.1080/09571736.2012.733404
22. Kokotovich V. Problem analysis and thinking tools: An empirical study of non-hierarchical mind mapping // Design Studies. 2008. No. 29 (1). P. 49–69. DOI:10.1016/j.destud.2007.09.001
23. Marunevich O.V., Shefieva E.Sh., Bessarabova O.N. Mind mapping as a tool of teaching English vocabulary at transport university // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 295. DOI: 10.1051/e3sconf/202129505021
24. Michalko M. Cracking creativity: The secrets of creative genius. Berkeley, Calif.: Ten Speed Press, 2001. 320 p.
25. Rogers J. Teaching/Learning vocabulary through metacognition. In: J. Liontas (Ed.), The TESOL encyclopedia of English language teaching: Teaching vocabulary (p. 1–6). Wiley, 2018. DOI: 10.1002/9781118784235.eelt0737
26. Yamamoto Y. Multidimensional vocabulary acquisition through deliberate vocabulary list learning. 2014. System. Vol. 42. P. 232–243. DOI: 10.1016/j.system.2013.12.005