ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

  • Kaptsov Alexander V. Самарский филиал Московского городского педагогического университета
  • Khokhlova Ekaterina V. Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Ключевые слова: студенческий возраст, экопсихологический подход, субъектность учебных действий, образовательная среда, стадии субъектности, активные методы обучения.

Аннотация

Проблема и цель. В статье описаны результаты эксперимента, проведенного со студентами университета, направленного на формирование стадий субъектности учебных действий через создание образовательной среды на занятиях по психологии. Субъектность понимается как психическое новообразование, возникаю-щее и развивающееся во взаимодействиях индивида с окружающей средой и/или представляющей ее субъектами. Перед преподавателями стоит задача в создании образовательной среды, которая будет способствовать формированию субъектности.

Эксперимент проводился в течение двух семестров и был включен в учебную деятельность. В эксперименте делается акцент на процессе формирования субъектности и понимании, каким образом субъектность проявляется от стадии к стадии, поэтому важным пунктом было включение студентов в образовательный процесс как субъектов, принятие ими роли преподавателя, самостоятельное использование комплекса активных методов обучения, приемов и упражнений, которое способствовало освоению профессиональных компетенций и формированию субъектности учебных действий студентов.

Рассмотрен анализ структуры стадий субъектности до и после эксперимента в факторе, обусловленном направленностью на актуальные цели настоящего времени и в факторе, направленном на перспективные цели учебной деятельности.

Методологию исследования составляют представленные в современной науке модели образовательных сред. Акцент в исследовании сделан на экопсихологическом подходе В.И. Панова, согласно которому психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек – окружающая среда». Одной из таких сред является «образовательная среда» как система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся.

Результаты представляют собой сравнительный анализ лонгитюдного исследования становления стадий субъектности студентов в контрольных и экспериментальных группах до и после эксперимента. В них рассмотрен анализ структуры стадий субъектности до и после эксперимента в факторе, обусловленном направленностью на актуальные цели настоящего времени и в факторе, направленном на перспективные цели учебной деятельности.

Заключение. Полученные результаты применения критерия Вилкоксона и результаты последующего факторного анализа показали эффективность применения комплекса активных методов обучения в процессе формирования субъектности учебных действий студентов.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука. 1977. С. 14–31 [Элект-ронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev (дата обращения: 17.03.2023).
2. Воробьева Л.И. Феномен субъектности в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 3–13 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18931834 (дата обращения: 17.04.2023).
3. Галлямова А.А. О технологии развития субъектности студентов // Образование и саморазвитие. 2014. № 4 (42). С. 95–99 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27807888 (дата обращения: 17.04.2023).
4. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 448 с. [Электронный ресурс]. URL: https://istina.msu.ru/media/publications/book/0aa/9f8/8700000 (дата обращения: 17.02.2023).
5. Капцов А.В., Некрасова Е.В. Аттракторы стадий становления субъектности студентов вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2 (38). С. 98–107. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-98-107
6. Капцов А.В. Методика оценки образовательной среды учреждения с позиции экопсихологического подхода // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Психология. 2015. № 2 (18). С. 34–45 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26471407 (дата обращения: 15.03.2023).
7. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Модифицированная методика диагностики стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Психология. 2018. № 2 (24). С. 107–117 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39135886 (дата обращения: 15.03.2023).
8. Капцов А.В. Тест аксиологической направленности школьников АНЛ 4.4: руководство по интерпретации результатов диагностики. Самара: Самар. гуманит. акад., 2013. 20 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46392966 (дата обращения: 17.02.2023).
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Смысл: Академия, 2004. 352 с. [Электронный ресурс]. URL: https://pedlib.ru/Books/3/0010/index.shtml (дата обращения: 15.03.2023).
10. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2000. 18 c. [Электронный ресурс]. URL: http://publishing.smysl.ru/book/sgo/ManSGO.pdf (дата обращения: 05.03.2023).
11. Митина О.В., Петренко В.Ф. Динамика политического сознания как процесс самоорганизации // Общественные науки и современность. 1995. № 5. С. 103–115 [Электронный ресурс]. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page (дата обращения: 05.03.2023).
12. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с. [Электронный ресурс]. URL: https://pedlib.ru/Books/7/0071/7_0071-1.shtml (дата обращения: 05.03.2023).
13. Панов В.И., Капцов А.В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 4. С. 91–103. DOI: 10.17759/pse.2021260408
14. Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2016. № 4. С. 16–25. DOI: 10.11621/vsp.2016.04.16
15. Хохлова Е.В. Взаимосвязь личностных ценностей и стадий становления субъектности учебных действий студентов-филологов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Психология. 2020. № 2 (28). С. 28–38 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44341872 (дата обращения: 05.03.2023).
16. Abraham J.L. Dynamical systems theory: Application to pedagogy // Studies of Nonlinear Phenomena in Life Science. The Dynamical Systems Approach to Cognition. 2003. Vol. 11. P. 295–307. DOI: 10.1142/9789812564399_0015
17. Araujo D., Davids K. Embodied cognition and emergent decision-making in dynamical movement systems // Junctures. 2004. No. 2. P. 45–57. URL: https://www.academia.edu/1424208 (дата обращения: 05.03.2023).
18. Fenigstein A., Scheier M.F., Buss A.H. Public and private self-consciousness: Assessment and theory // Journal of Consulting and Clinical Psychology. Is. 43. 1975. P. 522–527. URL: https://philpapers.org/rec/FENPAP (дата обращения: 05.03.2023).
19. Hjelle L., Ziegler D. Personality theories: Basic assumptions, research, and applications. 3rd Edition. New York, St. Louis, etc.: McGraw-Hill, Inc., 1992. URL: https://mipt.ru/upload/medialibrary
20. Izhikevich E.M. Dynamical systems in neuroscience. The geometry of excitability and bursting. Cambridge, Massachusetts; London, England: The MIT Press, 2007. 497 p. URL: https://www.izhikevich.org/publications/dsn.pdf (дата обращения: 05.04.2023).
21. Metzger M.A. Applications of nonlinear dynamical systems theory in developmental psychology: Motor and cognitive development // Nonlinear Dynamics, Psychology, and Life Sciences. 2001. No. 1. P. 55–68. DOI: 10.1023/A:1022323926870
22. Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Diagnosis of stages of agency formation. In: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. International Conference on Psychology and Education (ICPE2018). 2018. P. 515–523. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.57
23. Richardson M.J., Dale R., Marsh K.L. Complex dynamical systems in social and personality psychology: Theory, modeling, and analysis. In: Handbook of research methods in social and personality psychology / Ed. by H.T. Reis, C.M. Judd. Cambridge UK; New York: Cambridge University Press, 2014. Р. 253–282. URL: https://researchers.mq.edu.au/en/publications (дата обращения: 05.03.2023).
24. Steenbeek H., Van Geert P. An empirical validation of a dynamic systems model of interaction: do children of different sociometric statuses differ in their dyadic play? // Developmental Science. 2008. Vol. 11, is. 2. P. 253–281. DOI: 10.1111/j.1467-7687.2007.00655.x
25. Vallacher R.R., Lewenstein M. Dynamical systems: A tool for social psychology? In: Dynamical Systems in Social Psychology / Ed. by R.R. Vallacher, A. Nowak. San Diego: Academic Press, 1994. P. 17–53. URL: https://psycnet.apa.org/record/1994–97115-002 (дата обращения: 07.04.2023).
26. Van Geert P. Nonlinear complex dynamical systems in developmental psychology. In: Chaos andcomplexity in psychology: The theory of nonlinear dynamical systems / Ed. by S.J. Guastello, M. Koopmans, D. Pincus. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 242–281. DOI: 10.1017/CBO9781139058544.009
27. Watters P.A., Ball P.J., Carr S.C. Social processes as dynamical processes: qualitative dynamical systems theory in social psychology // Сurrent Research in Social Psychology. 1996. Vol. 1, No. 7. P. 60–68. URL: http://www.uidaho.edu/~grpproc (дата обращения: 12.04.2023).
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
V., K., & V., K. (2023). ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 64(2), 66-77. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/495