ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ КАРЬЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Berzina Olga A. Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева
Ключевые слова: ценностно-мотивационные факторы, жизненные стремления, карьерные ориентации, профессиональная идентичность, барьеры в принятии карьерных решений, потребность в информации, студенты, среднее профессиональное образование.

Аннотация

Постановка проблемы. Многие студенты, получая профессиональное образование, не имеют достаточного представления о перспективах построения карьеры, в связи с чем особую актуальность для будущих специалистов среднего звена приобретают вопросы карьерного самоопределения и успешной реализации в профессиональной деятельности.

Цель статьи – проанализировать взаимосвязи ценностно-мотивационных факторов и карьерного само-определения студентов среднего профессионального образования (СПО).

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составил комплексный подход, который дает возможность полноценно изучить, структурировать и понять личностно-индивидуальные особенности. Для определения ценностно-мотивационных факторов выбраны методики: «Ценностные ориентации» (Ш. Шварц) и «Индекс стремлений» (Э. Деси, Р. Райан); для определения карьерных ориентацийметодика «Якоря карьеры» (Э. Шейн) и «Методика карьерного самоопределения» (А.Н. Демин, А.Б. Седых). Для математической обработки использовался корреляционный анализ (коэффициент Спирмена). Респондентами выступили студенты красноярских учреждений среднего профессионального образования.

Результаты исследования. Анализ среднестатистических значений ценностей демонстрирует ориентацию молодых людей на максимизацию удовольствий и минимизацию несчастий; желание самостоятельности мышления и возможности личного выбора действий. Немаловажное значение для опрошенных имеет ценность «достижения», которая демонстрирует личный успех через профессиональную компетентность согласно социальным стандартам. Оценка средних значений жизненных стремлений испытуемых позволяет заключить, что более всего у респондентов выражены внутренние мотивы здоровья, личностного роста и благоприятных отношений. Среди внешних мотиваторов лидирующую позицию занимает материальное благополучие. Стремление к известности и внешняя привлекательность являются для большинства опрошенных менее важными. Ранжирование выраженности карьерных ориентаций в выборке студентов СПО показывает, что для опрошенных более всего характерны автономия и интеграция стилей жизни. Менее всего выражены такие «якоря карьеры», как: стабильность работы и стабильность места жительства. Результаты исследования показали, что наиболее значимые корреляционные связи наблюдаются между требующими социальной активности карьерными ориентациями (предпринимательство, менеджмент, вызов) и жизненными стремлениями (богатство, общество, известность). Среди ценностей наиболее значимые связи установлены с ценностями власти, самостоятельности и универсализма.

Заключение. Проведенное исследование позволило выявить наиболее важные для студентов СПО ценности, преобладающие мотивы поведения и ведущие карьерные ориентации, а также определить значимые взаимосвязи карьерного самоопределения с ценностно-мотивационными факторами. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ценностно-мотивационная активированность обусловливает и более высокую самоопределенческую активность в области карьеры. Эти данные согласуется с данными Н.В. Лукьянченко, полученными в исследовании на выборке студентов высших учебных заведений.

Литература

1. Берзина О.А. Анализ факторов, оказывающих влияние на карьерное самоопределение молодых людей // Психология в системе социально-производственных отношений: сб. матер. IV Междунар. науч.-практ. конф., Красноярск, 23 апреля 2021 г. / Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева. Красноярск, 2021. С. 109–113.
2. Влияние самоэффективности на выраженность карьерных ориентаций будущих специалистов / И.И. Киютина, Е.Н. Якубенко, О.А. Алексютина и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 8 (210). С. 461–466. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p461-467
3. Гут Ю.Н., Кабардов М.К., Жамбеева З.З., Кошелева Ю.П., Груша А.В. Эмоционально-личностные детерминанты профессиональной идентичности старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 1. C. 66–84. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280103
4. Демин А.Н., Седых А.Б. Адаптация методики для изучения карьерного самоопределения личности // Человек. Сообщество. Управление. 2013. № 4. С. 6–16.
5. Демин А.Н., Седых А.Б., Седых Б.Р. Стандартизация методики измерения карьерного самоопределения // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 2. С. 151–170.
6. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и метод. рук-во. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
7. Ковалевская Е.В. Карьерное самоопределение на начальном этапе: структурно-содержательная характеристика и формирование: монография. М.: Мир науки, 2015. 126 с.
8. Кожевина А.П. Динамика карьерных ориентаций студентов в процессе профессионального обучения // Психология в экономике и управлении. 2017. Т. 9, № 2. С. 63–73. DOI: 10.17150/2225-7845.2017.9(2).63-73
9. Котельникова Ю.А. Жизненные стремления человека и сценарий его жизни как конструкты личностного анализа // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) / Modern Research of Social Problems. 2013. № 9 (29) [Электронный ресурс]. DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-9-18
10. Лукьянченко Н.В. Карьерные ориентации и Я-центрированные характеристики личности будущих специалистов-гуманитариев // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 1. C. 40–51. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280102
11. Могилевкин Е.А., Новгородов А.С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011. № 1 (10). 61–78 с.
12. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2008. 320 с.
13. Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г. Взаимосвязь ценностей и карьер¬ных ориентаций современных подростков // Психологическая наука и образование. 2019 . Т. 24.
14. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 15, № 4. С. 39–51.
15. Тарасова Е.М. Карьерное самоопределение студентов бакалавриата // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5 (116). С. 148–154. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-5-116-148-154
16. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2004. 172 с.
17. Holland J.L., Gottfredson D.C., Power P.G. Some diagnostic scales for research in decision-making and personality: Identity, information, and barriers // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. Vol. 39. P. 1191–1200.
18. Reardon R.C., Lenz J.G. Holland’s theory and career assessment // Journal of Vocational Behavior. 1999. Vol. 55. P. 102–113.
19. Rodrigues R., Guest D., Budjanovcanin A. From anchors to orientations: Towards a contemporary theory of career preferences // Journal of Vocational Behavior. 2013. Vol. 83. P. 142–152. DOI: 10.1016/j.jvb.2013.04.002
20. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. No. 47.
21. Ryan R.M., Chirkov V.I., Little T.D. et al. The American вream in Russia: Extrinsic aspirations and well-being in two cultures // Personality and Social Psychology Bulletin. 1999. No. 30.
22. Schein E.H., Van Maanene J. Career anchors and job/role planning: Tools for career and talent management // Organizational Dynamics. 2016. Vol. 45, No. 3. P. 165–173. DOI:10.1016/j.orgdyn2016.07.002
23. Schein E.H. Career anchors revisited implications for career development in the 21st Century // The Academy of Management. Executive. 1996. Vol. 10, No. 4. P. 80–88. DOI:10.5465/ame.1996.31453213
24. Schwart S.H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology. N.Y.: Academic Press, 1992. No. 25. Р. 1–65. DOI: 10.1016/s0065-2601(08)60281-6
25. Super D.E. Toward a comprehensive theory of career development: Career development: Theory and practice. In: Springfeld IL: Charles C. Thomas, 1992. P. 35–64.
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
A., B. (2023). ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ КАРЬЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 64(2), 124-132. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/500