ЙОГА КАК ТРАНСФОРМИРУЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА: ОТ МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ К ФИЛОСОФСКОМУ КОНТЕКСТУ
Аннотация
Проблема и цель. В статье изучается проблемы реализации курсов для тренеров по йоге как многогранному социально-педагогическому феномену, предполагающему глубокую трансформацию личности и организацию особого педагогического пространства. Проанализированы данные анкет-опросников взрослых обучающихся, абитуриентов таких курсов. Цель статьи – выявить главные мотивы посещения курсов для тренеров по йоге, детерминанты восприятия этих курсов обучающимися и в связи с этим вскрыть глубинный социально-политический контекст их внедрения и распространения.
Методологию исследования составляют качественный тематический анализ (анкеты-заявки по В. Браун и В. Кларк), который осуществлялся более 10 лет. С помощью этого метода определялись специфические смысловые клише внутри массива данных, составленные из анкет-заявок на тренерские курсы по йоге.
Результаты. Выявлены наиболее частотные темы как выражение некоторых значимых представлений, смыслов, установок, разделяемых всеми участниками опроса. Определены цели, мотивации и причины посещения преподавательских курсов по йоге взрослыми обучающимися. Предложены пути дальнейшего исследования тренерских курсов по йоге как специфически выстроенных андрагогических пространств.
Заключение. Проведенный тематический анализ анкет посетителей курсов для тренеров по йоге позволил определить, что современная йога как многогранный социальный феномен, в частности ее педагогическая ипостась, в значительной степени конструируется на пересечении процессов колонизации, укрепления властных структур (в широком смысле слова) и трансформирования социальных субъектов. В то же время образование представляет собой сферу, в которой обучающийся может творчески и плодотворно осуществлять критическую рефлексию над своей идентичностью, а именно политико-философскими ее аспектами, оказывать сопротивление господствующим культурно-политическим императивам. В ходе дальнейших исследований предстоит рассмотреть механизмы, посредством которых йога, реализующаяся в особой иммерсивной образовательной среде курса для тренеров, может способствовать трансформации субъекта, усиливать или ослаблять его вовлеченность в доминирующие политические дискурсы и социокультурные парадигмы.
Литература
2. Минеев В.В. Парная работа на семинарах по философии: учеб. пособие для студ. вузов. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. 132 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/twbrkf (дата обращения: 01.09.2023).
3. Основы андрагогики / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2007. 240 с. [Электронный ресурс]. URL: https://obuchalka.org/2015040984001/osnovi-andragogiki-kolesnikova-i-a-2007.html (дата обращения: 01.09.2023).
4. Пластинин В.А. К вопросу апробации андрагогической модели обучения в образовательной организации // Профессиональное образование и наука. 2018. № 2 (3). С. 8–12.
5. Пять новых элементов внесены в Репрезентативный список культурного нематериального наследия человечества / под ред. Л.И. Кунц. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.unesco.org/news/pyat-novyh-elementov-vneseny-v-reprezentativnyy-spisok-kulturnogo-nematerialnogo-naslediya-0 (дата обращения: 01.09.2023).
6. Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока / пер. с англ. и послесл. А.В. Говорунова. Изд. 2-е, исп. и доп. СПб.: Русский Міръ, 2016. 671 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/book/1001679809-orientalizm-zapadnye-kontseptsii-vostoka-e-v-said (дата обращения: 01.09.2023).
7. Суйкова О.А. Андрагогические принципы в реализации непрерывного образования взрослых // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. Вып. 4 (37). С. 61–67 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/andragogicheskie-printsipy-v-realizatsii-nepreryvnogo-obrazovaniya-vzroslyh/viewer (дата обращения: 01.09.2023).
8. Чекин И.А. Структурные элементы модели информационной компетентности андрагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6 (21). С. 235–238 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnye-elementy-modeli-informatsionnoy-kompetentnosti-andragoga/viewer (дата обращения: 01.09.2023).
9. Чернявская А.Г. Андрагогика: практ. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2018. 174 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/513014 (дата обращения: 01.09.2023).
10. Alvarez V.J., Borer V.L. Breaking in the black box of pedagogical authority. Combined analysis of video and think-aloud protocols // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 134. URL: https://clck.ru/35XwMz (access date: 01.09.2023).
11. Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qual. Res. Psychol. 2006. No. 3 (2). Р. 77–101. DOI: 10.1191/1478088706qp063oa
12. Braun V., Clarke V., Weate P. Using thematic analysis in sport and exercise research. In: Smith B., Sparkes A.C. Routledge Handbook of Qualitative Research in Sport and Exercise. Routledge, London. 2016. P. 191–205. URL: https://clck.ru/35Xt5T (access date: 01.09.2023).
13. Dillette А., Douglas А., Andrzejewski C.E. Yoga tourism – a catalyst for transformation? // Annals of Leisure Research. 2019. No. 22 (1). Р. 22–41. DOI: 10.1080/11745398.2018.1459195
14. Freire P. The banking model of education. In: Provenzo E.F. (ed.). Critical issues in education: an anthology of readings. Thousand Oaks. SAGE Publications. 2006. Р. 105–117.
15. Friesen N., Kenklies K. Continental pedagogy & curriculum. In: International Encyclopedia of Education (Fourth Edition). 2023. P. 245–255. URL: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818630-5.03028-1 (access date: 01.09.2023).
16. Govender N. Alienation, reification and the banking model of education: Paulo Freire’s critical theory of education // Acta Academica. 2020. No. 52 (2). Р. 204–222. DOI: 10.18820/24150479/aa52i2/11
17. Greif R., Lockey A., Breckwoldt J. European Resuscitation Council Guidelines 2021: Education for resuscitation // Resuscitation. 2021. Vol. 161. Р. 388–407. URL: https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2021.02.016 (access date: 01.09.2023).
18. Knowles M., Holton E.F. III, Swanson R.A. The adult learner: The definitive classic in adult education and human resource development. Burlington, MA: Elsevier. 2005. 378 p. URL: http://intrpr.info/library/books/knowles-the-adult-learner.pdf (access date: 01.09.2023).
19. Lehto X.Y., Brown S.A., Morrison A. Yoga tourism as a niche within the wellness tourism market // Tourism Recreation Research. 2006. No. 31 (1). Р. 25–35. DOI: 10.1080/02508281.2006.11081244
20. Madichie N.O., Fiberesima O. Management education trends and gaps – A case study of a community education provision in London (UK) // The International Journal of Management Education. Vol. 19, is. 1. 2021. Р. 112–156. URL: https://doi.org/10.1016/j.ijme.2019.04.004 (access date: 01.09.2023).
21. Mezirow J. Transformation theory of adult learning. In: Defense of the Lifeworld / Ed. by M.R. Welton. New York: SUNY Press, 1995. Р. 37–70.
22. Mezirow J. Transformative Learning: Theory to practice // New Directions for Adult and Continuing Education. 1997. No. 74. Р. 5–12. URL: https://www.ecolas.eu/eng/wp-content/uploads/2015/10/Mezirow-Transformative-Learning.pdf (access date: 01.09.2023).
23. Mineev V.V., Viktoruk E.N., Shtumpf S.P., Rakhinsky D.V., Chernyaeva A.S. Pharmaceutical ethics in the frame of bioethical knowledge: challenges for development and the potential of Foucault's key ideas // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. Vol. 10, Nо. 11. P. 2948–2951.
24. Putcha R.S. After Eat, Pray, Love: Tourism, Orientalism, and cartographies of salvation // Tourist Studies. 2020. No. 20 (4). Р. 450–466. DOI: 10.1177/1468797620946808
25. Vîşcu L-I., Cădariu I-E., Watkins C.E. Competency based training for clinical supervisors. Academic Press. 2023. 395 р. URL: https://doi.org/10.1016/C2022-0-00378-0 (access date: 01.09.2023).
26. Yoga Journal Releases. Yoga in America Market Study // YJ EDITORS. 2012. Dec 5. URL: https://www.yogajournal.com/press-releases/yoga-journal-releases-2012-yoga-in-america-market-study (access date: 01.09.2023).