АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

  • Kulikova Yulia D. КГПУ им. В.П. Астафьева, МБОУ СШ № 104
Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность, финансовое поведение, финансовые установки, обучающиеся, общеобразовательная школа, универсальные учебные действия.

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена анализу программ по повышению финансовой грамотности населения Российской Федерации в рамках школьного образования, анализу результатов внедрения указанных программ и достигнутых результатов.

Цель исследования – выявить эффективность применяемых подходов к организации обучения финансовой грамотности населения Российской Федерации и особенности данного процесса в отношении обучаю-щихся общеобразовательных школ на основе сопоставления результатов исследований уровня финансовой грамотности, проводимых отечественными и зарубежными исследовательскими институтами, определить проблемы реализации методик формирования финансовой грамотности обучающихся общеобразовательной школы и возможные пути их решения.

Методологию (материалы и методы) исследования составляют общенаучные, социологические и эмпирические методы, направленные на познание эффективности подходов, применяемых к организации обу-чения финансовой грамотности населения Российской Федерации, и особенностей в отношении обучающихся общеобразовательных школ: анализ, дедукция, индукция и др. С их помощью проведены поиск, обобщение и анализ международных нормативных актов и актов Российской Федерации, определяющих понятийный аппарат грамотности, в том числе финансовой; исследованы отечественные и зарубежные научно-исследовательские работы в сфере финансовой грамотности; интерпретированы эмпирические данные, в том числе по результатам исследований апробации внедрения курсов финансовой грамотности в школьные образовательные программы.

Результаты исследования. На основе деятельностного, компетентностного и контекстного подходов, а также сравнительного анализа результатов эмпирических исследований были выявлены основные недостатки имеющихся программ по обучению финансовой грамотности в общеобразовательной школе, проанализированы причины и определены пути повышения эффективности обучения финансовой грамотности, в том числе направленные на совершенствование действующего законодательства, повышение требований к преподавательскому составу общеобразовательных учебных заведений, изменению структуры и содержания школьных образовательных программ.

Литература

1. Абышева А.В., Корчемкина Е.С. Актуальные вопросы повышения финансовой грамотности населения: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Евразийской науки. 2018. № 2. Т. 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosyt (дата обращения: 28.11.2023).
2. Алмазова Т.А., Трунтаева Т.И. К вопросу об исследовании проблемы формирования финансовой грамотности школьников в процессе изучения математики // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 40–44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-issledovan (дата обращения: 28.11.2023).
3. Аналитический доклад за 2022 год о ходе реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023. URL: https://моифинансы.рф/materials/razvivaem-finansovuyu (дата обращения: 28.11.2023).
4. Герасимова Е.Н., Красова Т.Д., Чуйкова Ж.В., Сушкова И.В. Взаимосвязь финансовой грамотности детей дошкольного возраста и их родителей // ПНиО. 2022. № 5 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-finansovoy (дата обращения: 29.11.2023).
5. Грасс Т.П., Петрищев В.И. Экономическая грамотность обучающихся как ключевой фактор развития национальной экономики // Современное педагогическое образование. 2020. № 12. С. 280–284. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-gramotnost-obuchayuschihsy (дата обращения: 29.11.2023).
6. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественно-научной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / сост. К.А. Адамович, А.В. Капуза, А.Б. Захаров, И.Д. Фрумин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 28 с. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/337666058 (дата обращения: 29.11.2023).
8. Сажин А.В. Роль математики в процессе формирования финансовой грамотности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2018. № 2 (218). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-mat (дата обращения: 29.11.2023).
9. Французова О.А., Давыдова Е.И. Развитие финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 2 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-finansovoy-gramotnosti (дата обращения: 29.11.2023).
10. Beal D., Delpachitra S. Financial literacy among Australian university students // Economic Papers: A Journal of Applied Economics and Policy. 2010. Is. 22. P. 65–78. 10.1111/j.1759-3441.2003.tb00337.x
11. Beranova M., Severova L. Economic aspects of financial literacy in the context of sustainable management // Terra Economicus. 2022. Is. 20 (2). P. 147–159. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/economic-aspects(дата обращения: 10.12.2023).
12. Brown M., Henchoz C., Spycher T. Culture and financial literacy: Evidence from a within-country language border // Journal of Economic Behavior & Organization. 2018. Is. 150. P. 62–85.
13. Fesenko A.А. Professional training of the future teacher of mathematics for increase in financial literacy of specialized school pupils // Sciences of Europe. 2018. No. 27–3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professional-trainingof
14. Grohmann A. Financial literacy and financial behavior: Evidence from the emerging Asian middle class // Pacific-Basin Finance Journal. 2018. Is. 48. P. 129–143.
15. Hanson T.A., Olson P.M. Financial literacy and family communication patterns // Journal of Behavioral and Experimental Finance. 2018. Is. 19. P. 64–71. DOI: 10.1016/j.jbef.2021.100605
16. Khramova L.N., Lobanova O.B., Basalaeva N.V., Firer A.V., Kirgizova E.V. The model of formation of functional literacy of students in the conditions of digital transformation taking into account regional specificity // SFU Journal. Humanities. 2022. No. 10. P. 1394–1403. DOI: 10.17516/1997-1370-0773
17. Mudzingiri C., Muteba Mwamba J.W., Keyser J.N. Financial behavior, confidence, risk preferences and financial literacy of university students // Cogent Economics & Finance. 2018. Vol. 6, is. 1. DOI: 10.1080/23322039.2018.1512366
18. OCDE. PISA 2022 Assessment and Analytical Framework. Paris: PISA, Éditions OCDE, 2023. DOI: https://doi.org/10.1787/dfe0bf9c-en
19. OECD. PISA 2018 Results (Volume IV): Are Students Smart about Money? Paris: PISA, OECD Publishing, 2020. DOI: https://doi.org/10.1787/48ebd1ba-en
20. Razumovsky D.Yu. Methodical approaches to assessment of financial literacy of the population in connection with typical financial behavior // Zhurnal prikladnykh issledovaniy (Journal of Applied Studies). 2021. Is. 3 (6). P. 194–201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/methodical-approaches (дата обращения: 29.11.2023).
21. Saptono L., Matondang I. Effect of teacher competence on student academic stress // European Journal of Education and Pedagogy. 2023. Is. 4. P. 47–52. 10.24018/ejedu.2023.4.4.704
22. Stolper O., Walter A. Financial literacy, financial advice, and financial behavior // Journal of Business Economics. 2017. Is. 87. P. 581–643. 10.1007/s11573-017-0853-9
23. Tomczyk Ł., Eger L. Online safety as a new component of digital literacy for young people // Integraciâ Obrazovaniâ. 2020. Is. 24. P. 172–184. 10.15507/1991-9468.099.024.202002.172-184
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
D., K. (2023). АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 66(4), 101-113. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/533