МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ БОРЬБЫ ХУРЕШ

Ключевые слова: борьба хуреш, физкультурные занятия, физическая подготовленность, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание.

Аннотация

Постановка проблемы. Сейчас во всех дошкольных образовательных учреждениях Республики Тыва в учебный процесс внедрена борьба хуреш в рамках губернаторского проекта «Хуреш в детские сады» (2016) и в соответствии с паспортом ведомственного проекта «Хуреш в детские сады» Министерства образования Республики Тыва (2022). Республиканский детский фестиваль борьбы «Хуреш» систематически проводится с 2014 г., а с 2020 г. он стал международным – с участием детей 4–16 лет из Монголии и Кыргызстана. Количество борцов из года в год неуклонно растет и в настоящий момент составляет не менее тысячи человек. Сейчас регулярно проводятся соревнования и турниры по борьбе хуреш среди детей-дошкольников по всей республике Тыва. В результате этого возникла острая необходимость разработки методики организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста средствами борьбы хуреш.

Цель статьи – обосновать эффективность методики организации физкультурных занятий детей старшего дошкольного возраста с использованием борьбы хуреш как средства сохранения и улучшения их физической подготовленности.

Методы исследования. При подготовке статьи использовались теоретические, практические и статистические методы исследования: Теоретические: анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере дошкольного образования, научных и научно-методических источников; практические: социологические методы (опрос, беседа), педагогическое тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; методы статистической обработки экспериментальных данных.

Результаты исследования. В ходе проведенного педагогического исследования методики организации физкультурных занятий выявлены достоверные данные (р < 0,05) по сохранению и улучшению физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

Заключение. Результаты проведенного исследования показали эффективность методики организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста средствами борьбы хуреш. Наиболее высокие результаты были достигнуты в развитии скоростно-силовых способностей и гибкости. Итоги нашей работы говорят о том, что предложенная экспериментальная методика организации физкультурных занятий средствами борьбы хуреш оказывает явно выраженное положительное влияние на развитие физических качеств у старших дошкольников.

Литература

1. Айрапетова Г.М., Зленко М.В., Царева Л.Ю. Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физкультурного воспитания // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2019. Т. 10. С. 11–15. URL: https://elibrary.ru/wyedzl?ysclid=lvqc84q822871907688 (дата обращения: 13.05.2024).
2. Бабинцева У.М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении // Вестник научного общества студентов, аспирантов, молодых ученых: сб. науч. ст. Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2019. № 2. С. 5–10. URL: http://www.amgpgu.ru/activity/scinsce/sborstat/1716/49100443/?id=0 (дата обращения: 13.05.2024).
3. Богданова Я.Б., Андриянова Е.Ю. Инновационные методики подготовки детей 6–7 лет к выполнению нормативов комплекса ГТО // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. Т. 7, № 2. С. 130–137. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metodiki (дата обращения: 22.05.2024).
4. Варфоломеева З.С., Максимихина Е.В., Шивринская С.Е. Формирование физической культуры личности старших дошкольников в условиях реализации инновационных моделей физического воспитания : теория и практика; науч. ред. С.И. Изаак. 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2012. 192 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363921 (дата обращения: 22.05.2024).
5. Волошина Л.Н., Галимская О.Г., Никулина О.В. Проблемы формирования самостоятельности и активности старших дошкольников в двигательной деятельности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6, № 4. С. 16–27. DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-4-0-2
6. Замотаева Л.О., Вергазова Л.Г. Нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2021. № 13-2. С. 450–454.
7. Каранец Е.М., Власенко Н.Э. Индивидуально-дифференцированный подход при проведении диагностики физической подготовленности детей дошкольного возраста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (76). С. 135–142. DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.015
8. Кошалиева С.Ш., Мураталиева М.А. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9, № 5. С. 560–565. DOI: https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/75
9. Маринович М.А., Трофимова О.С. Содержание модели физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе использования фитнес-технологий // Физическая культура, спорт наука и практика. 2022. № 3. С. 3–9. DOI: 10.53742/1999-6799/3_2022_3_9
10. Моспан Н.В., Деминская Л.А. Русские народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2023. № 15-3. С. 145–148.
11. Немеровский В.М., Рубенкова Л.А. Игра как средство оптимизации двигательной и познавательной деятельности в режиме дошкольников // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 2 (35). DOI: 10.36809/2309-9380-2022-35-186-194. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kak-sredstvo-optimizatsii-dvigatelnoy-i-poznavatelnoy-deyatelnosti-v-rezhime-doshkolnikov (дата обращения: 13.05.2024).
12. Ооржак С.Ы., Ооржак Х.Д.-Н., Шагжы Б.А., Хомушку В.В. Внедрение народных подвижных игр и борьбы хуреш в систему физического воспитания дошкольных образовательных учреждений // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2018. № 12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=xeagxv (дата обращения: 03.05.2024).
13. Ооржак С.Ы., Хомушку В.В. Методика обучения дошкольников приемам борьбы хуреш // Современное педагогическое образование. 2019. № 4. С. 164–165. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-doshkolnikov-priemam-borby-huresh (дата обращения: 13.05.2024).
14. Полозов А.А., Суворова М.С., Соколовская Л.В., Ахметзянов А.Р. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом дошкольников в частной спортивной школе // Культура физическая и здоровье. 2021. № 1. С. 67–71. DOI: 10.47438/1999-3455_2021_1_67
15. Чередник Т.А., Старченко В.Н. Интеллектуально-двигательные упражнения для дошкольников // Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: современная система общего среднего и высшего образования как исторический фактор единства и устойчивого развития общества [Электронный ресурс]: сб. матер. Республик. науч.-метод. конф. (Гомель, 16–17 марта 2022 г.) / М-во образования Республики Беларусь, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины; редкол.: И.В. Семченко (гл. ред.) и др. Гомель, 2022. С. 441–444.
16. Чернышенко Ю.К., Чумакова А.С., Печерский С.А., Перков А.В., Шиянов Г.П. Содержание методики процесса социализации детей 6–7 лет средствами физкультурно-спортивной деятельности // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-metodiki (дата обращения: 13.05.2024).
17. Яковлева Г.Н. Физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольном образовательном учреждении // Вестник научного общества студентов, аспирантов, молодых ученых: сб. науч. ст. Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2019. № 1. С. 79–82. URL: http://www.amgpgu.ru/activity/scinsce/sborstat/1716/47824971/?id=12 (дата обращения: 13.05.2024).
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
V., K. (2024). МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ БОРЬБЫ ХУРЕШ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 68(2), 69-77. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/553