РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В США КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Проблема и цель. В настоящей статье поднимается вопрос о развитии социальной компетентности в процессе экономической социализации старшеклассников в США. Старшеклассники демонстрируют развитие социальной компетентности через личный опыт и освоение ряда образовательных программ, реализуемых в рамках общеобразовательной школы США, которые способствуют их эффективной адаптации к новым социально-экономическим условиям.
Цель статьи: представление результатов анализа научной литературы, позволяющих рассмотреть развитие социальной компетенции как неотъемлемой части процесса экономической социализации cтаршеклассников в школах США.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение совокупности трудов зарубежных и отечественных ученых (Campbell, 2015; Cummings, 1978, Devenish, 2017, Staudt, 2016, Таebel, 1978, Грасс, 2014, Дробышева, 2013 и др.). Данные работы послужили основанием для формирования точки зрения авторов о том, что развитие социальной компетенции старшеклассников может позволить результативно выполнять все правила жизни в среде их проживания. В качестве специальной методологии выступает компетентностный подход к развитию социальной компетенции.
Результаты. В статье выявлены наиболее результативные технологии развития социальных компетенций старшеклассников в США. Результаты исследования позволяют расширить представление о механизме экономической социализации старшеклассников и организации процесса обучения в американской школе, направленного на развитие социальных компетенций. Продуктивный опыт партнерства американской общеобразовательной школы и бизнес-структур может быть использован в нашей стране, поскольку за ним стоят многолетние традиции, конкретное содействие и поддержка государства.
Заключение. Значение образовательных программ, реализуемых в США для развития социальной компетенции старших школьников, заключается в том, что они моделируют реальную жизнь американского общества, в котором большое внимание уделяют личной эффективности самого школьника, помогая ему общаться с представителями разных слоев населения, отводя большую роль инициативе, связанной с желанием работать, быть успешным, ставить и достигать цели. Такой подход позволяет создавать школьникам условия для проявления личной заинтересованности и инициативы в решении практико-ориентированных проектов, помогающих старшеклассникам расширить кругозор и нестандартно мыслить при анализе различных ситуаций. Таким образом, очевидно, что развитие социальной компетенции школьников сопряжено с изучением необходимых дисциплин и помогает им увидеть связи окружающего мира с конкретным учебным заданием по созданию продукта или услуги.