РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация
Постановка проблемы. Изменение требований к современным специалистам, выдвижение таких характеристик, как умение оперативно находить оптимальное решение, учиться в течение всей жизни, развитые цифровые навыки в качестве основных; сокращение количества часов на аудиторное изучение математики; необходимость учета психофизиологических особенностей восприятия и обработки информации цифрового поколения студентов обосновывают необходимость создания не только учебно-методических, но и контрольно-измерительных материалов, отвечающих современным условиям.
Цель исследования заключается в обосновании подхода и разработке контрольно-измерительных материалов по математике в электронной образовательной среде вуза, в том числе групповых, повышающих мотивацию к самоизучению дисциплины, позволяющих учитывать личностные характеристики обучаемых и развивающих их цифровые навыки при проведении контроля и самоконтроля знаний.
Методология и методы исследования. В данном исследовании представлена реализация системного и личностно-центрированного подходов к построению контрольно-измерительных материалов по математике в вузе. Проведены обзор, обобщение и анализ требований работодателей, нормативных документов в сфере высшего образования, литературных данных зарубежных и российских ученых, опыта преподавания и способов оценки знаний по математике.
Результаты исследования. Построена база контрольно-измерительных материалов по математике, включающая тесты и задания теоретического (на знание определений и понятий), практического (решение абстрактных задач) характера и профильные задачи по каждой теме. Обоснована необходимость применения различных форм тестов, учитывающих когнитивные особенности обучаемых. Для создания контрольно-измерительных материалов использованы возможности Google-диска, сервисов LearningApps и H5P.org, QR-кодов. База контрольно-измерительных материалов размещена в электронной образовательной среде на основе платформы LMS Moodle, позволяющей студентам осуществлять самоподготовку и самоконтроль уровня знаний по математике.
Заключение. Предложенный способ построения контрольно-измерительных материалов в электронной образовательной среде вуза представляет интерес для практики электронного и дистанционного обучения. Он может быть использован при преподавании различных предметных дисциплин.
Литература
2. Белозерова Л.А., Поляков С.Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Известия Саратовского университета. 2021. Т. 10, № 1 (37). С. 23–32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiyaa (дата обращения: 04.04.2024).
3. Давыдочкина С.В. Использование электронной образовательной среды MOODLE для удаленного мониторинга и верификации работ // Вопросы педагогики. 2020. № 3. С. 76–79. DOI: 10.25688/2072-9014.2021.57.3.06
4. Дьячук П.П., Дьячук П.П., Шкерина Л.В. Динамические адаптивные тесты-тренажеры в обучении математике // Электронная библиотека. 2020. № 23 (1-2). С. 57–64. DOI: 10.26907/1562-5419-2020-23-1-2-57-64
5. Ерохина Е.А., Хруслова Д.А. Система оценки знаний для больших потоков студентов // Информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2018. Т. 2, № 6. С. 84–90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-otsenivaniya (дата обращения: 13.10.2023).
6. Зеер Э.Ф., Церковникова Н.Г., Третьякова В.С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 153–184. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184
7. Каверзнева Т.Т., Леонова Н.А., Пшеничная К.В., Согонов С.А., Лисаченко Д.А. Обучение студентов вузов с использованием онлайн-технологий // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 7. С. 125–147. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-7-125-147
8. Кулакова А.Б. Условия успеха командной работы в современной организации // Социальное пространство. 2020. Т. 6, № 2. DOI: 10.15838/sa.2020.2.24.4. URL: http://socialarea-journal.ru/article/28571
9. Манапова О.Н., Подин М.С. Современные мессенджеры в учебном процессе профессиональной образовательной организации: сильные и слабые стороны // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С. 54–59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-messendzheryy (дата обращения: 22.04.2025).
10. Поддубная Т.Н., Юрченко А.А. Контрольно-измерительная процедура оценки сформированности компетенций студентов (на примере подготовки высококвалифицированных кадров) // Вестник Майкопского государственного университета. 2020. № 1. С. 86–94. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-10008
11. Пушкарева Т.П., Калитина В.В. Интеграция педагогических и информационных технологий в условиях информационно-образовательной предметной среды по математике // Здоровье и образование в XXI в???. 2018. ? 2. URLеке. 2018. № 2. URL: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-2-31-35
12. Роберт И.В. Направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий // Электронные библиотеки. 2020. Т. 23, № 1-2. С. 145–164. DOI: 10.26907/1562-5419-2020-23-1-2-145-164
13. Скрябина А.Г., Захарова Р.А. Использование мобильных приложений в обучении школьной математике // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77. С. 219–221. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mobilnyh (дата обращения: 26.11.2023).
14. Третьякова В.С., Церковникова Н.Г. Цифровое поколение: потери и выгода // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 53–65. DOI: https://doi.org/10.52944/PORT.2021.45.2.004
15. Feng, T. (2024). The impact of cloud technology and the MatLab app on the academic performance and cognitive load of further mathematics students. Education and Information Technologies, 29 (11), 13577-13593. DOI: 10.1007/s10639-023-12386-0
16. Jurayev, T.N. (2023). The use of mobile learning applications in higher education institutes. Advances in Mobile Learning Educational Research, 31, 610–620. DOI: https://doi.org/10.25082/AMLER.2023.01.010
17. Wang, H., & Lehman, J.D. (2021). Using achievement goal-based personalized motivational feedback to enhance online learning. Education Tech Research Dev, 69, 553–581. DOI: 10.1007/s11423-021-09940-3
18. Wu, W., & Plakhtii, A. (2021). E-learning based on cloud computing. International Journal of Emerging Technologies in Learning (IJET), 16 (10), 4-17. DOI: 10.3991/ijet.v16i10.18579