КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматривается философский, психологический и педагогический аспекты феномена «художественно-образное познание мира». Анализ педагогической теории и практики позволил выявить противоречие между требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к перестройке образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (ДОО) на основе формирования у детей целостных представлений и знаний об окружающем мире, становления ребенка как личности в этом мире и недостаточной сформированностью целостности таких представлений и знаний у детей дошкольного возраста, недостаточной развитостью когнитивной сферы личности. Цель статьи заключается в раскрытии структуры понятия «художественно-образное познание мира» детей дошкольного возраста и в обосновании содержательной характеристики его компонентов во взаимосвязи с когнитивным развитием личности ребенка.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение философско-мировоззренческих и психолого-педагогических аспектов проблемы художественно-образного познания мира в научной литературе, а также положений отечественной педагогической науки о целях и содержании дошкольного образования детей. Важное место в работе принадлежит психологическим теориям о развитии у детей чувственного восприятия, воображения, образного мышления, внимания, памяти, интуиции и воли, лежащих в основе когнитивного развития личности.
Результаты. На основе исследования проблемы художественно-образного познания мира в научной литературе представлена структура понятия «художественно-образное познание мира», обоснована содержательная характеристика его компонентов. Выявлена и логически выстроена связь художественно-образного познания мира и когнитивного развития личности ребенка на основе спе-
цифических познавательных и сквозных познавательных процессов, отражающих взаимосвязь чувственного и рационального познания. На основе анализа философско-мировоззренческой и психолого-педагогической литературы автор делает вывод: мыслительные операции (суждения, понятия и умозаключения), обогащенные чувственными процессами (ощущения, восприятие и представления), могут выступать в роли некоего показателя сформированности художественно-образного познания мира в сознании человека. Как следствие, эти процессы мобилизуют все когнитивные и познавательные функции человеческого организма и влияют на развитие внимания, памяти, воли, воображения, интуиции, мышления.
Заключение. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в специальных целенаправленных педагогических условиях для успешного формирования и развития когнитивной сферы личности. Развитие художественно-образного познания мира у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-творческой, эвристической, игровой, речевой и мыслительно-познавательной деятельности активно способствует заявленным условиям.