ПОЛИСУБЪЕКТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Fominykh Svetlana O. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева https://orcid.org/0000-0002-8679-8687
  • Ivanov Vladimir N. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева https://orcid.org/0000-0002-3049-7252
Ключевые слова: полисубъект, полисубъектная концепция педагогического образования, полисубъектность личности, образовательная среда, системно-векторный подход, синергетика.

Аннотация

Постановка проблемы. В статье развернута полисубъектная перспектива педагогического образования как анализ форм совместной деятельности, в которых возникает коллективная субъектность. В условиях нормативных сдвигов и дефицитов устойчивость образования определяется не суммой индивидуальных усилий, а согласованностью целей, компетенций и ответственности акторов.

Цель статьи – разработать теоретическое обоснование и определить условия реализации полисубъектной концепции в системе подготовки будущих педагогов.

Методология и методы исследования. Применены концептуально-терминологический анализ, обзор отечественной и зарубежной литературы, системно-векторное моделирование, структурно-топологическое картирование ролей, аналитическая реконструкция жизненного цикла полисубъекта.

Результаты исследования. Разведены полисубъектная концепция педагогического образования и концепция полисубъектности личности; введено определение полисубъекта как средозависимой, устойчивой конфигурации взаимодействий. Описаны условия нелинейной координации (ценности, правила, коммуникационная связность, эмоционально-ценностный модуль), фазы становления и распада, а также роль образовательной среды и механизмов обратной связи; валидизация на материалах сетевого сотрудничества «вуз – школа – сообщества». Показана продуктивность синергетической оптики: сдвиги запускаются малыми воздействиями в «чувствительных» точках, развитие поддерживают институты рефлексии. Отмечена роль эмоционального интеллекта в снижении коммуникативных потерь и повышении согласованности действий.

Заключение. Полисубъектная архитектура подготовки педагога требует проектирования открытых сред и институтов распределенной ответственности; результирующий «общий вектор» совместного действия превосходит сумму индивидуальных вкладов, обеспечивая эффекты развития образования.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Академия, 2010. 447 с.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с.
3. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 36–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23593851&ysclid=mi6azwg3kd784353638 (дата обращения: 09.09.2025).
4. Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исследования. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. 324 с.
5. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 6. С. 72–80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13555886&ysclid=mi6brreotd444347903 (дата обращения: 09.09.2025).
6. Журавлев А.Л. Психология коллективного субъекта // Сергей Леонидович Рубинштейн: сб. ст. / Институт психологии РАН. М., 2010. С. 270–316. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23352806 (дата обращения: 09.09.2025).
7. Журавлев А.Л. Разработка понятий современной психологии. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2018. 702 с.
8. Иванов В.Н. Элитарное образование и элитарная школа: подходы к определению понятий // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2025. № 1 (126). С. 107–116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80630958 (дата обращения: 09.09.2025).
9. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 3–20. URL: https://elibrary.ru/skeenp?ysclid=mi6c3gqseu850963505 (дата обращения: 09.09.2025).
10. Кролевецкая Е.Н., Исаев И.Ф., Собянин Ф.И. Типология педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе: полисубъектный подход // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 4. С. 413–418. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-subektov-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze-polisubektnyy-podhod/viewer (дата обращения: 09.09.2025).
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.
12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. 8-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2021. 314 с.
13. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 759 с.
14. Щедровицкий Г.П. О методе исследования мышления. М.: Ин-т развития им. Г.П. Щедровицкого, 2006. 398 с.
15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 366 с.
16. Bourdieu, P. (1986). The Forms of Capital. In Richardson, J. (Ed.), Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education (pp. 241–258). Westport, CT. URL: https://home.iitk.ac.in/~amman/soc748/bourdieu_forms_of_capital.pdf (access date: 09.09.2025).
17. Hollins, E., Pozú-Franco, J., & Muñoz-Guevara, L. (2019). Teacher training for the transformation of schools and communities. In Oxford Research Encyclopedia of Education. Retrieved 29 Nov. 2025, from https://oxfordre.com/education/view/10.1093/acrefore/9780190264093.001.0001/acrefore-9780190264093-e-775. DOI: https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.775
18. Mohamadi, Z., & Malekshahi, N. (2018). Designing and validating a potential formative evaluation inventory for teacher competences. Language Testing in Asia, 8 (6). URL: https://link.springer.com/article/10.1186/s40468-018-0059-2 (access date: 09.09.2025).
Опубликован
2025-12-30
Как цитировать
O., F., & N., I. (2025). ПОЛИСУБЪЕКТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 74(4), 49-59. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/645