АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация
Постановка проблемы. Расстройства аутистического спектра (РАС) на сегодняшний день по праву считаются одной из самых распространенных патологий в развитии детей раннего возраста во всем мире, и в частности в России. На сегодняшний день специалистами разрабатываются и апробируются не отдельные технологии, а комплексные модели, объединяющие наиболее перспективные технологии, методы и средства обучения и сопровождения детей с РАС, особое внимание уделяется прогрессивной модели позитивной социализации. Достижение этой цели требует реализации системного подхода, объединяющего технологии помощи самому ребенку и поддержки семьи, в которой он воспитывается.
Методология (материалы и методы). Методологией исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики: о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.); теория социального научения (А. Бандура); подход к аутизму как расстройству аффективной организации поведения и сознания (Л. Каннер, В.В. Лебединский, О.С. Никольская); сис-тема сенсорно-перцептивной диагностики и коррекции (О. Богдашина); принципы невербальной коммуникации детей с РАС (Р. Хейхау) и др.
Результаты исследования. Для детей с аутизмом наиболее правильной является технология, при которой для них открыты разные пути обучения – и в массовом, и в инклюзивном, и в специальном учреждениях, и в группе / классе для РАС, в зависимости от уровня развития ребенка и запроса родителей. При этом образовательный маршрут таких детей может иметь стадиальность, что обеспечивает возможность перехода от облегченной к усложненной форме обучения как для ребенка, так и для преподавателей.
Выводы. Таким образом, организация и внедрение образовательного процесса для аутичного ребенка – это полисистемный процесс, который можно реализовать только при условии согласованной работы участников междисциплинарной группы сопровождения, способных разработать для ребенка комплексную технологию, целенаправленно ее выполнять, отслеживать динамику успешности этого процесса и вносить необходимые коррективы для повышения его эффективности.
Литература
2. Айсина Р.М., Максименко Ж.А. Перспективы применения виртуальных компьютерных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра на ступени полного общего образования // Психология образования. Модернизация психолого-педагогического образования: матер. XI Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 19–20 мая 2015 г. М.: ФПО России, 2015. С. 3–5.
3. Богдашина О.Б. Модели организации комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра на Западе // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 4. С. 27–34. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2016140405 .
4. Копытин А.И. Фотография в контексте арт-терапии [Электронный ресурс] // Школьный психолог. 2009. № 5. URL: http://psy.1septem-ber.ru/view_article.php?id=200900506 (дата обращения: 10.09.2015).
5. Морозов С.А., Морозова Т.И. Клинический полиморфизм и вариативность образования детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 4. С. 3–9. DOI:https://doi.org/10.17759/autdd.2016140401 .
6. Морозов С.А. О критериях эффективности практик работы с людьми, имеющими РАС // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15, № 4. С. 10–15. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2017150402 .
7. Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. Модель сопровождения позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): комплексный и междисциплинарный подходы. Ч. 2 // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 140–155.
8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 2014. 288 с.
9. Самсонова Е.В., Алексеева М.Н. Проблемы организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 3. С. 97–104. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210311 .
10. Семаго Н.Я., Соломахина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15, № 1. С. 4–14. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2017150101 .
11. Черенёва Е.А., Елтышева Н.В., Беляева О.Л., Брюховских Л.А. Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у младших школьников с расстройством аутистического спектра (РАС) // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7, № 4. С. 53–60. URL: https://bulletinbstu.editorum.ru/ru/nauka/article/24194/view .
12. Черенёва Е.А., Володенкова Е.А. Межведомственная модель организации системы помощи детям с РАС в Красноярском крае // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 4. С. 19–26. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2016140404 .
13. Черенёва Е.А., Богдашина О.Б., Казанова М.Ф., Ли С. Модернизация идей исследования аутизма и развития системы помощи людям с аутизмом в России: от региональной инициативы к глобализации решений // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 3. С. 131–140. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210315 .
14. Эрц-Нафтульева Ю.М., Фала В. Применение комбинированной системы жетонов для коррекции проблемного поведения у ребенка с РАС в группе детского сада // Аутизм и нарушения развития. 2015. Т. 13, № 1. С. 38–43. URL: http://psyjournals.ru/autism/2015/n1/fala_erznaftulyeva.shtml .
15. Abi-Dargham A., Horga G. The search for imaging biomarkers in psychiatric disorders. Nature Medicine. 2016, epub: DOI:https://doi.org/10.1038/nm.4190. http://www.nature.com/nm/journal/vaop/ncurrent/full/nm.4190.html .
16. A Serious Game about Emotions for Children with Autism Spectrum Disorders // Psychology Journal. 2013. Vol. 11, № 3. P. 191–211. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/297601285_ .
17. Bancroft K. The Way We Are: Autism in 2012. London: The National Autistic Society, 2012.
18. Baron-Cohen S., Allison C., Williams J., Bolton P., Matthews F.E. Prevalence of autism-spectrum conditions: UK school-based population study // The British Journal of Psychiatry. 2009. 194(6). P. 500–509.
19. Cheung C.H., Bedford R., Johnson M.H., Charman T., Gliga T. BASIS team Visual search performance in infants associates with later ASD diagnosis. Developmental Cognitive Neuroscience. 2016, e-pub. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27769716 .
20. Mitchell P., Parsons S., Leonard A. Using virtual environments for teaching social understanding to 6 adolescents with autistic spectrum disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2007. Vol. 37, № 3. P. 589–600.
21. Virues-Ortega J., Julio F., Pastor R. The TEACCH program for children and adults with autism: A meta-analysis of intervention studies // Clinical Psychology Review. 2013. 33 (8). Р. 940–953. URL: https://doi.org/10.1016/j.cpr.2013.07.005 .
22. Wang M., Anagnostou E. Virtual reality as treatment tool for children with Autism. In: Patel VB, Preedy VR, Martin CR, editors. Comprehensive Guide to Autism. New York, NY: Springer New York; 2014. P. 2125–2141. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5817417/ .