ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ДРЕВНЕАНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ НА ОСНОВЕ ДРЕВНЕАНГЛИЙСКОГО ПИСЬМЕННОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА «БЕОВУЛЬФ»

  • GORBAN Valeria V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • ISAEVA Tatyana B. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • LIPNYAGOVA Svetlana G. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: древнеанглийский эпос, письменные памятники, метрические правила, стиличстические приемы, аллитерация, ассонанс, кеннинг, хендинг, скотхендинг, альдахендинг.

Аннотация

Проблема и цель. Изучение канонов древнегерманского поэтического искусства является важным инструментом формирования навыка анализа поэтического слога как источника новой культурной информации для специалистов в сфере истории английского языка и германской филологии в целом. Объектом для анализа служит мифологическо-хвалебный поэтический эпос с его строго регламентированными лексическими моделями и метрическими правилами. Древнеанглийская метрика рассматривается как результат своего рода лингвистического эксперимента, абсолютизирующего принцип условности, стилистических единиц как языковых знаков. Неординарные стилистические приемы, такие как хендинг, скотхендинг, альдахендинг, кеннинг, представляют интерес для понимания заложенных возможностей в древнеанглийской поэзии и требуют тщательного текстологического анализа. Цель настоящей статьи заключается в рассмотрении канонов древнеанглийской поэзии в аспекте сравнительно-исторического языкознания для преодоления межкультурного диссонанса в когнитивном восприятии современного читателя эпоса.

Методология исследования разработана на основе обобщения материалов древнеанглийс-кого эпоса с использованием сравнительно-исторического метода и метода целенаправленного поиска примеров, не типичных для современной поэзии, употребляемых в древнеанглийской литературе. Метод их этимологического анализа корректирует понятие поэтической формы, употребленной в произведении.

Результаты исследования. Исследованный авторами текстовый материал древнеанглийского эпоса приводит к выводу, что поэтическая форма проявляется в диахроническом взаимодействии поэтического слова и древнеанглийской культуры.

Заключение. Методология исследования позволила выявить основные направления использования метрических правил на фонетическом уровне и лексических моделей на уровне языкового употребления. Исследование неординарных древнеанглийских стилистических приемов вносит вклад в разработку методики изучения дрвенеанглийской и древнегерманской поэзии в целом.

Литература

1. Алексеева Л.С. Древнеанглийский язык: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1971. 254 с.
2. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) // Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. С. 147–173.
3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 5–32.
4. Гузова И.И. Аллитерация как художественный прием в памятниках письменности древнеанглийской и среднеанглийской литературы (IX–XIV): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1987.
5. История языка: метод. указания / сост. М.А. Андросова. Ульяновск: УлГТУ, 2010. Ч. 1: Английский язык. 128 с.
6. Казыдуб Н.Н. Профессиональная коммуникация в билингвальной образовательной среде: принципы и стратегии // Вестник КГПУ. 2019. № 3 (49). С. 194–202. DOI:https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-155
7. Матюшкина И.Г. Становление и эволюция канона рифм в древнеисландском стихе // Эпос Северной Европы: Пути эволюции. М.: Московский Университет, 1989. С. 69–95.
8. Михеев М.Ю. В мир Платонова через его язык: Предположения, факты, истолковния, догадки. М.: Московский Университет, 2003. 408 с.
9. Раков А.В. Имя в «Беовульфе» (семантико-стилистический аспект): автореф. дис. … канд. филол. наук. Иваново, 1995.
10. Смирницкая О.А. Древнегерманская поэзия: Каноны и толкования. М.: Языки славянских культур, 2005. 176 c.
11. Смирницкая О.А. Поэтическое искусство англосаксов // Древнеанглийская поэзия. М., 1980. С. 171–232.
12. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М.: Изд-во МГУ, 1998. 319 с.
13. Стеблин-Каменский М.И. Поэзия скальдов: дис. … д-ра филол. наук. Л., 1947.
14. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979. 192 с.
15. Стеблин-Каменский М.И. Происхождение поэзии скальдов // Скандинавский сборник. Таллин, 1958. Т. 3. С. 175–201.
16. Стихосложение и стиль «Беовульфа» [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianplanet.ru/filolog/epos/beowulf/style.htm (дата обращения: 14.03.2019).
17. Текст «Беовульф» [Электронный ресурс]. URL: http://norroen.info/src/other/beowulf/beowulf (дата обращения: 14.03.2019).
18. Crystall D. The Cambridge encyclopedia of The English Language. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 489 p.
19. Frank R. Skaldic Poetry. In: Old Norse-Icelandic literature. A critical guide / ed. by Carol J. Clover and John Lindow. Ithaca; London. 1985. P. 157–196.
20. Lehman W.P. The development of Germanic verse form. Austin, 1956. P. 103–156.
21. Lindow J. Mythology and mythography. In: Old NorseIcelandic Literature / ed. by Carol J. Clover and John Lindow. Ithaca; London, 1986. P. 21–67.
22. Pintzuk S., Taylor A. Objects in Old English: Why and how Early English is not Icelandic // York Papers in Linguistics. 2004. (1). P. 137–150.
23. Robinson F.C. Some uses of name-meanings in Old English poetry // Neuphilologische Mitteilungen. 1968. 69 (2). P. 161–171.
24. See K. von. Skaldenstrophe und Sagaprosa // Mediaeval Scandinavia. 1977. Vol. 10. P. 58–82.
Опубликован
2019-12-30
Как цитировать
V., G., B., I., & G., L. (2019). ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ДРЕВНЕАНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ НА ОСНОВЕ ДРЕВНЕАНГЛИЙСКОГО ПИСЬМЕННОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА «БЕОВУЛЬФ». Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 50(4), 180-187. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-174