«ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ» КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
Проблема и цель. В настоящее время сфера IT-технологий стремительно развивается, и система обучения по информационным направлениям подготовки, в частности по направлениям Информационная безопасность и Компьютерная безопасность, должна соответствовать запросам времени. В связи с этим возникает проблема: переосмыслить применительно к современным условиям роль ряда дисциплин в образовательном процессе по данным направлениям подготовки. К таким дисциплинам, не только связанным с современными IT-технологиями, но и основанным на фундаментальных научных знаниях, относится «Теория информации», специфика которой заключается в том, что она возникла в результате интеграции других фундаментальных дисциплин. Цель статьи – на основе историко-педагогического анализа фундаментальной дисциплины «Теория информации» уточнить ее роль в образовательном процессе по направлениям информационной и компьютерной безопасности, а также обосновать специфику методики обучения этой дисциплине.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере высшего образования, в том числе образовательных стандартов разных поколений по направлениям подготовки «Информационная безопасность» и «Компьютерная безопасность», истории дисциплины «Теория информации» в высшей школе, а также научно-педагогической литературы.
Результаты исследования. Показано, что дисциплина содержательно базируется на знаниях нескольких фундаментальных дисциплин, при этом является самостоятельной и имеет фундаментальный характер. Обоснована необходимость создания специальной методики обучения дисциплине «Теория информации» в вузе, которая должна обладать гибкостью и быть адекватной современному уровню развития информационно-коммуникационных технологий.
Заключение. Методология проведенного исследования позволила уточнить роль дисциплины «Теория информации» в образовательном процессе вуза. Гибкая и адекватная современному уровню информационных технологий методика обучения «Теории информации», необходимость разработки которой обоснована в статье, позволит повысить уровень профессиональной компетентности выпускников вузов по направлениям информационной и компьютерной безопасности.
Литература
2. Галямова Е.В., Павлов Ю.Н. История науки «Теория информации» / МГТУ им. Н.Э. Бау мана. М., 2017. URL: http://engineering-science.ru/doc/48780.html (дата обращения: 03.02.2020).
3. ГенДокс. Информационные технологии в управлении. 2009. URL: https://vo.hse.ru/2005--3/27044703.html (дата обращения: 01.02.2020).
5. Научно-исследовательская лаборатория «Бизнес-школа информационных техно-логий». Теоретические основы информатики. Имитационное моделирование: Исходные понятия информатики. URL: https://it.rfei.ru/course/~uibT/~GInfy6uu (дата обращения: 04.02.2020).
6. Семенов А.Л. Качество информатизации школьного образования // Вопросы образования. 2005. URL: https://vo.hse.ru/2005--3/27044823.html (дата обращения: 01.02.2020).
7. Урсул А.Д. Природа информации. М., 1968. URL: http://inion.ru/site/assets/files/1474/ursul_a_d_priroda_informacii.pdf (дата обращения: 04.02.2020).
8. Шеннон К., Уивер Л. Математическая тео-рия связи. М.: Физматгиз, 1956. С. 46. URL: https://books.google.ru/books?id=lo__AgAAQBAJ&pg=PA398&lpg=PA398&dq(дата обращения: 04.02.2020).
9. Шершнева В.А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза на основе полипарадигмального подхода: монография. Красноярск, 2011. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005420610 (дата обращения: 20.04.2020).
10. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: ИЛ, 1959. С. 27. URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/E/ESHBI_Uil’yam_Ross/_Eshbi_U.R..html (дата обращения: 04.02.2020).