ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В УЧЕБНИКАХ МАТЕМАТИКИ 5–6-х КЛАССОВ

  • DROBYSHEV Yuri A. Калужский филиал Финансового университета при Правительстве РФ http://orcid.org/0000-0003-1317-7182
  • DROBYSHEVA Irina V. Калужский филиал Финансового университета при Правительстве РФ http://orcid.org/0000-0003-4573-3243
Ключевые слова: история математики, учебники математики, математическое образование, использование истории математики в обучении учащихся.

Аннотация

Проблема и цель статьи. Проблема включения в содержание школьного курса математики элементов ее истории не является новой в педагогической науке. Однако в настоящее время повышение ее актуальности связано как минимум с двумя факторами: необходимостью реализации требований ФГОС основного общего образования и значительным потенциалом историко-математического содержания для решения воспитательных и развивающих задач обучения.

Исходя из этого была поставлена цель − выделить основные виды историко-математических сведений, используемых в учебниках математики 5–6-х классов и определить пути совершенствования историко-математической составляющей содержания учебников.

Методология исследования основана на анализе и обобщении нормативно-правовых документов в сфере математического образования, учебников математики, научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, и личного опыта авторов по использованию элементов истории математики в обучении учащихся и студентов вузов.

Результаты исследования. Предложено при оценке историко-математической составляющей учебников учитывать элементы ее содержания и адекватные им виды деятельности, выпол-няемые учащимися. Этимология математических терминов, исторические очерки, задания историко-математической направленности, в том числе ориентированные на выполнение обучающимися проектов, персоналистический компонент истории математики, старинные задачи ─ это основные элементы историко-математической составляющей содержания учебников.

Заключение. Предложенные в статье направления совершенствования историко-математического содержания могут быть использованы при создании новых и совершенствовании действующих учебников математики.

Литература

1. Дробышев Ю.А., Дробышева И.В., Тарас О.Б. Воспитание личностных качеств студентов: материалы персоналистического компонента истории математики: учеб. пособие. М.: Изд-во ООО «ТРП», 2017. 288 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32259361
2. Дробышев Ю.А. Историко-математическая подготовка будущего учителя математики: монография. М.: Дрофа, 2010. 86 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20129320 (дата обращения: 19.08.2020).
3. Дробышев Ю.А. История математики в обучении: анализ зарубежного опыта // Российское математическое образование в XXI веке: материалы XXXVII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов / Министерство образования и науки Республики Татарстан, ФГБУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет». 2018. С. 92–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36837314 (дата обращения: 19.08.2020).
4. Дробышев Ю.А. О зарождении принципа историзма в российском математическом образовании // Математический форум (Итоги науки. Юг России). Владикавказ: Южный математический институт Владикавказкого научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания. 2014. Т. 8, № 2. С. 243–260. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22307343 (дата обращения: 19.08.2020).
5. Дробышев Ю.А., Мокрушин А.Н. Опыт использования элементов истории математики в школах Польши // Научные труды Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2018. С. 230–236. (Естественные науки). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38194084 (дата обращения: 19.08.2020).
6. Дробышев Ю.А., Фаткулина А.А. Элементы историзма в содержании учебников для классов с углубленным изучением математики // Актуальные проблемы подготовки будущих учителей математики: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2006. Вып. 8. С. 24–42.
7. Baki A., Butuner S.O. C. The ways of using the history of mathematics in sixth, seventh and eighth grade mathematics textbooks // Elementary Education Online. 2013, № 12 (3). P. 849–872. URL: https://www.researchgate.net/publication/304675047 (дата обращения: 19.08.2020).
8. Baki A., Yıldız C. Use of the history of mathematics in textbooks and teacher views. In: Second International Congress of Educational Research, WOW Kremlin Palace, Antalya. 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/324877640 (дата обращения: 19.08.2020).
9. Clark K., Kjeldsen T., Schorcht S., Tzanakis C., Wang X. History of mathematics in mathematics education: Recent developments. 2016. 42 p. URL: https://www.academia.edu/263 41958 (дата обращения: 19.08.2020).
10. Gülçin Tan Sisman, Büşra Kirez. History of mathematics in the Turkish middle school mathematics curriculum and textbooks // Çukurova Üiversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi. 2018. № 47 (1). P. 188–215. DOI: 10.14812/cuefd.361176
11. Jankvist U.T. A categorization of the «whys» and «hows» of using history in mathematics education // Educational Studies in Mathematics. 2018. № 71 (3). P. 235–261. DOI 10.1007/s10649-008-9174-9
12. Mi-Kyung J., Jong-Eun M., Ryoon-jin S. History of mathematics in Korean mathematics textbooks: Implication for using ethnomathematics in culturally diverse school // International Journal of Science and Mathematics Education. 2015. № 14 (7). P. 1321–1338. DOI 10.1007/s10763-015-9647-0
13. Smestad B. History of mathematics in Norwegian textbooks. Presentation by distribution at WGA 13 (History and culture in mathematics education). In: ICME 9. Makuhari, Japan. 2000. URL: https://www.researchgate.net/publication/263733919 (дата обращения: 11.08.2020).
14. Smestad B. Matematikkhistorie i grunnskolens lærebøker: En kritisk vurdering. 2002. URL: https://www.researchgate.net/publication/268362807 (дата обращения: 19.08.2020).
15. Schorcht S. Chapter 8 History of Mathematics in German Mathematics Textbooks Typology of Tasks. In: K.M. Clark et al. (eds.), Mathe-matics, Education and History, ICME-13: monographs. 2018. P. 143–162. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-73924-3_8 (дата обращения: 19.08.2020).
16. Thomaidеs Y., Tzanakis C. The implementation of the history of mathematics in the new curriculum and textbooks in Greek secondary education. Dins: Working group. 2009. № 15. 2009. P. 139–151. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/THE-IMPLEMENTATION-OF-THE-HISTORY-OF-MATHEMATICS-IN-Thomaidis-Tzanakis/96a41aa4db43b3ed3243fe6c2b021286326882ec (дата обращения: 19.08.2020).
17. Xenofontos C., Papadopoulos C.E. Opportunities of learning through the history of mathematics: the example of national textbooks in Cyprus and Greece // International Journal for Mathematics Teaching & Learning. 2015. P. 1–18. URL: http://www.cimt.plymouth.ac.uk/journal/xenofontos.pdf (дата обращения: 19.08.2020).
18. Yıldız C. The usage of life stories of mathematicians in elementary and secondary school mathematics textbook. In: Proceedings of the VI European Conference on Social and Behavioral Sciences. February 2015. P. 193–208. URL: https://www.researchgate.net/publication/281685913
Опубликован
2020-10-30
Как цитировать
A., D., & V., D. (2020). ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В УЧЕБНИКАХ МАТЕМАТИКИ 5–6-х КЛАССОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 53(3), 27-39. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-218