МОДЕЛЬ СКВОЗНОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ГУМАНИТАРНОМ ЦИКЛЕ ДИСЦИПЛИН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

  • Pikalova Albina A. Сибирский федеральный университет
  • Voevodina Evgenia S. Сибирский федеральный университет
Ключевые слова: инженерное образование, универсальные компетенции, междисциплинарные связи, проектная деятельность.

Аннотация

Проблема и цель. В статье представляется модель сквозного развития универсальных компетенций, которая систематизирует междисциплинарные связи и предполагает реализацию социальных проектов студентами инженерных направлений подготовки в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла. Представленные в работе методические рекомендации опираются на принципы единства целей, междисциплинарности, вариа-

тивности, ответственности, субъектности, а также использование проектной технологии в учебном и внеучебном процессе. Целью данной статьи являются разработка методических рекомендаций и описание апробированной модели развития универсальных компетенций студентов инженерных направлений подготовки.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (уровень бакалавриат), научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, и опыта использования проектной технологии в формировании и развитии универсальных компетенций.

Результаты. Представлена разработанная модель сквозного развития универсальных компетенций на кафедре «Тепловые электрические станции» ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», которая включает элементы: гуманитарный цикл дисциплин: «Деловые коммуникации», «Основы профессиональных коммуникаций», «Ответственные инновации. Этика. Безопасность», «Управление изменениями»; студенческие социальные проекты разного уровня; занимаемые студентами позиции (роли) при реализации проектов; орган студенческого соуправления.

Заключение. Авторами отмечается, что практическое внедрение модели сквозного развития универсальных компетенций, которая систематизирует междисциплинарные связи и предполагает реализацию социальных проектов студентами инженерных направлений подготовки в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла, способствует системному развитию универсальных компетенций.

Литература

1. Андреев А.Л. Гуманитарный цикл в техническом вузе и интеллектуальные среды // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 30.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
3. Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117–126. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-universalnyh-kompetentsiy-vysshego-obrazovaniya/pdf
4. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Совершенство, 1998. 174 с.
5. Бойко Е.А., Шишмарев П.В, Карабарин Д.И., Бобров А.В., Янов С.Р., Черных Н.С., Пикалова А.А., Сургутский Д.В., Загородний И.В. Реализация модели системных изменений многоуровневой проектно-ориентированной подготовки теплоэнергетиков в Сибирском федеральном университете // Вестник МЭИ. 2022. № 1. С. 66–84.
6. Бойко Е.А., Пикалова А.А. Формирование универсальных компетенций у инженерных кадров на примере реализации многоуровневой модели проектно-ориентированной подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 145–152. DOI: 10.54509/22203036_2021_4_145. – EDN DRKFYN
7. Васильева В.Д. Социально-гуманитарные дисциплины инженерной подготовки в аспекте ФГОС во 3 + + // Высшее образование в России. 2019. № 5. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-111-119
8. Гурье Л.И., Кирсанов А.А., Кондратьев В.В., Ярмакеев И.Э. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе. М.: ВИНИТИ, 2006. С. 21.
9. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. 2018. Т. 15, № 4. С. 16–28. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2018-4-16-28
10. Дроботенко Ю.Б., Назарова Н.А. Оценка универсальных компетенций студентов неязыковых специальностей // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 18, № 3. С. 85–102. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.3.6
11. Елагина В.С., Хайрулин Ш.Ш., Рогожин В.М. Междисциплинарный подход к формированию универсальных компетенций в процессе изучения гуманитарных дисциплин в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28655 (дата обращения: 18.11.2022).
12. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–21.
13. Иванов В.Г., Кайбияйнен А.А., Городецкая И.М. Инженерное образование для «гибкого, жизнеспособного и стабильного общества» // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 60–61. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1234/1053
14. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Об измерении сформированности универсальных компетенций студентов вузов // Педагогика. 2018. № 8. С. 79–84.
15. Касьянова Е.В., Сафонов К.В. Методика развития медиакомпетенций студентов посредством медиаобразовательных проектов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 2 (52). DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-199
16. Крадецкая С.В., Рафалюк О.Е. Проектирование реальности: место истории в техническом вузе (к постановке проблемы) // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24608 (дата обращения: 18.11.2022).
17. Лукашкова И.Л. Формирование универсальных компетенций в педагогическом процессе высшей школы: анализ проблемных аспектов // Актуальные вопросы права, образования и психологии: сб. науч. тр. / Могилев. институт МВД. Могилев, 2021. Вып. 9. С. 232‒237. URL: https://elib.institutemvd.by/handle/MVD_NAM/5785
18. Мурашко Е.А., Лукашкова И.Л. Организационно-методический потенциал квест-технологии в педагогическом процессе высшей школы // Веснiк Магiлеўскага дзяржаўнага ўнiверсiтэта iмя А.А. Куляшова. 2020. № 1 (55). С. 29–37.
URL: https://elib.institutemvd.by/bitstream/MVD_NAM/5785/1/lukashkova.pdf
19. Осипов В.В., Бугаева Т.П. Интегративный подход в формировании компетенций в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 140–144.
20. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Топоркова О.В. Социокультурная среда университета и традиции воспитания будущих инженеров // Высшее образование в России. 2016. № 7. C. 127–136.
21. Пикалова А.А. Развитие общекультурных компетенций студентов в условиях внеучебной проектной деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 91–94.
22. Ракитина И.В. Сущность и содержание интегративного подхода в условиях реализации ФГОС ДО // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2016. № 2 (271). С. 12–15.
URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2019/01/2019-01-25.pdf
23. Сергеев А.Г. Компетентность и компетенции: монография. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. 107 с.
24. Alm K., Melén M., Aggestam-Pontoppidan C. Advancing SDG competencies in higher education: exploring an interdisciplinary pedagogical approach // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2021. Vol. 22, No. 6. P. 1450–1466.
DOI: https://doi.org/10.1108/IJSHE-10-2020-0417
25. Averill R.M., Major J. What motivates higher education educators to innovate? Exploring competence, autonomy, and relatedness – and connections with wellbeing // Educational Research. 2020. Vol. 62, is. 2. P. 146–161. DOI: 10.1080/00131881.2020.1755877
26. Brundiers K., Barth M., Cebrián G. et al. Key competencies in sustainability in higher education – toward an agreed-upon reference framework // Sustain Sci. 2021. Is. 16. P. 13–29.
DOI: https://doi.org/10.1007/s11625-020-00838-2
27. Busato V.V., Prins F.J., Elshout J.J., Hamaker C. Intellectual ability, learning style, personality, achievement motivation and academic success of psychology students in higher education // Personality and Individual Differences. 2000. Vol. 29, is. 6. P. 1057–1068.
DOI: https://doi.org/10.1016/S0191-8869(99)00253-6
28. Cebrián G., Junyent M., Mulà I. Competencies in education for sustainable development: Emerging teaching and research developments // Sustainability. 2020. Is. 12. P. 579. DOI: https://doi.org/10.3390/su12020579
29. Cebrián G., Junyent M., Mulà I. Current practices and future pathways towards competencies in education for sustainable development // Sustainability. 2021. Is. 13. P. 8733.
DOI: https://doi.org/10.3390/su13168733
30. Gilar-Corbí R., Pozo-Rico T., Sánchez B., Castejón J.L. Can emotional competence be taught in higher education? A randomized experimental study of an emotional intelligence training program using a multimethodological approach // Frontiers in Psychology. 2018. Is. 9. P. 1039. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01039
31. Iyai D.A., Syaranamual S., Yaku A. Improving academic skills on freshmen student performance in mastering learning skills // Journal Pendidikan Indonesia. 2020. No. 9 (4).
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsiya-samorazvitiya-pervokursnika-vuza-kak-mezhdistsiplinarnaya-problema/pdf
32. Malikova M.U., Buribaeva A.I. Improvement research competence of future students in higher educational institution // Academicia Globe: Inderscience Research. 2021. Is. 2 (04). P. 78–80.
URL: https://agir.academiascience.org/index.php/agir/article/view/55
33. Pais-Montes C., Freire-Seoane M.J., López-Bermúdez B. Employability traits for engineers: A competencies-based approach // Industry and Higher Education. 2019. Is. 33 (5). P. 308–326.
DOI: https://doi.org/10.1177/0950422219854616
34. Rychen D.S., Salganik L.H. Key competencies for a successful life and a well-functioning society. Göttingen: Hogrefe&Huber Publishers, 2006. 332 р.
35. Sanna Brauer. Towards competence-oriented higher education: a systematic literature review of the different perspectives on successful exit profiles // Education + Training. 2021. Vol. 63, is. 9. P. 1376–1390. DOI: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ET-07-2020-0216/full/html
Опубликован
2022-12-30
Как цитировать
A., P., & S., V. (2022). МОДЕЛЬ СКВОЗНОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ГУМАНИТАРНОМ ЦИКЛЕ ДИСЦИПЛИН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 62(4), 25-37. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-62-4-366