УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
Проблема и цель. В современных публикациях ученых остро обозначается вопрос необходимости обучения и воспитания молодых людей как субъектов становления своего интеллектуального, духовного и профессионального потенциала. Так, изменившийся характер требований к выпускникам вузов актуализирует задачу развития таких личностных качеств, как инициативность, конкурентоспособность, способность принимать решения, нести ответственность и работать в быстро изменяющихся условиях, при этом не исключает необходимости наличия фундаментальных профессиональных знаний. Подтверждение этому находим в запросе, выдвигаемом работодателем, государством, мировым сообществом, что актуализирует вопрос становления субъектной позиции студента в вузе. Инженерные направления подготовки не являются исключением. В этой связи возникает потребность в создании условий, которые позволят студенту сформировать индивидуальный образ своего будущего, к которому он будет стремиться, позволят его оформить в реальной жизни и достичь в процессе обучения – облечь образ в реальную культурную форму. Цель исследования – теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование гипотезы о становлении субъектной позиции студентов в специально созданных условиях в образовании.
Методологию исследования составляют нормативно-правовые документы в сфере высшего образования, международные стандарты, научно-исследовательские работы отечественных и зарубежных ученых, признанных научным сообществом.
Результаты. На основе теоретических положений психологической структуры субъектности как свойства личности сформулирована гипотеза о становлении субъектной позиции студентов в специально созданных условиях в образовании. Материалы содержат теоретическое обоснование проблемы, выделены признаки субъектной позиции студентов в образовании, описан ход исследования динамики становления субъектной позиции студентов инженерных направлений подготовки Сибирского федерального университета, описаны диагностирующие и формирующие процедуры. В качестве условий рассматриваются: проблематизация образа будущей профессии у студентов; социальное проектирование, реализуемое студентами в рамках будущей профессиональной деятельности. Результаты исследования показали увеличение количества студентов, проявляющих признаки субъектной позиции на 46 % при сконструированных и внедренных условиях в образовании.
Заключение. Предложенная в статье авторская концепция обеспечения становления субъектной позиции студентов в специально созданных условиях в образовании может стать основанием для дальнейших исследований и разработок в этом направлении в вузах. Логика проведенного исследования предполагает включение студентов в открытые среды в рамках учебного и внеучебного процесса, а также выбор направления проектирования в рамках будущей профессиональной деятельности.
Литература
2. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2005. № 1 [Электронный ресурс]. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-postroenii-obscherossiyskoy-sistemy-otsenki-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 15.04.2019).
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 613 с.
4. Дьюи Дж. Демократия и образование. Опыт и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с. [Электронный ресурс]. Library.ru: информ.-справочный портал. М., 2000–2019. URL: http://grazit.ru/27-deyui-dj-demokratiya-i-obrazovanie.html (дата обращения: 05.09.2013).
5. Исаков М.В. Субъектность как высшая психическая функция // Современные гуманитарные исследования. 2007. № 6 (19). С. 10–12.
6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. 288 с.
7. Математические основы психологии. Практикум решения психологических задач: учеб. пособие с применением методов математической статистики / авт.-сост. Е.В. Фалунина. Братск: Изд-во БрГУ, 2008. 305 с.
8. Минеева С.А. Опыт обучения проектированию занятия в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова / С А. Минеева, Н.В. Коптева, Т.И. Бобыкина и др. // Вестник МАРО. 2013. № 11. С. 20–24 [Электронный ресурс]. Library.ru: информ.-справочный портал. М., 2000–2019.
9. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности / Психологические механизмы самостоятельности: учеб. пособие. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 232 с. [Электронный ресурс]. Library.ru: информ.-справочный портал. М., 2000–2019.
10. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: офиц. текст. М.: Маркетинг, 2012. 57 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgub.ru/files/state_policy-1021-2.pdf (дата обращения: 19.07.2016).
11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: монография / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М., 2005. 98 с.
12. Прыгин Г.С. О понятиях «субъект деятельности» и «субъект жизнедеятельности» с позиций субъектной регуляции // Человек, субъект, личность в современной психологии: матер. Междунар. конф., посв. 80-летию А.В. Брушлинского / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2013. Т. 1. С. 156–159.
13. Психология индивидуального и группового субъекта: науч. сб. / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЭР СЭ, 2002. 368 с.
14. Психология понимания мира человека. М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2016. 488 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipras.ru/engine/documents/document12850.pdf (дата обращения: 01.07.2018).
15. Рубцов В.В. В.В. Давыдов – основатель научной школы деятельностной педагогики // Мир психологии. 2014. № 3 (79). С. 146–160 [Электронный ресурс]. Library.ru: информ.-справочный портал. М., 2000–2019. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22023191 (дата обращения: 13.02.2017).
16. Человек, субъект, личность в современной психологии: матер. Междунар. конф., посвящ. 80-летию А.В. Брушлинского / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во ин-та психологии РАН. 2013. Т. 1. 584 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipras.ru/engine/documents/document5483.pdf (дата обращения: 23.05.2017).
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 c. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM$p1 (дата обращения: 16.04.2018).
18. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. С. 22–27.
19. Gijbels D., Van de Watering G., Dochy F., Van den Bossche P. (2005). The relationship between students’ approaches to learning and the assessment of learning outcomes. European Journal of Psychology of Education. 20(4). P. 327–341 [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/BF03173560 (дата обращения: 16.04.2018).
20. Markham T., Larmer J., & Ravitz J. (2003). Project based learning handbook: A guide to standardsfocused project based learning for middle and high school teachers (2nd ed.). Novato, CA: The Buck Institute for Education.
21. Newell R.J. (2003). Passion for learning: How project-based learning meets the needs of 21st – century students. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Education.
22. Phan H. (2010). Students’ academic performance and various cognitive processes of learning: an integrative framework and empirical analysis. Educational Psychology. 30 (3). P. 297–322. DOI: https://doi.org/10.1080/01443410903573297 .
23. Savery J. R. (2006). Overview of problem-based learning: Definitions and distinctions. Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 1 (1). P. 9–20. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.lib.purdue.edu/ijpbl/vol1/iss1/3/ (дата обращения: 21.04.2018).
24. Simpson M.L., Stahl N.A., Francis M. (2004). Reading and learning strategies: recommendations for the 21st century. Journal of Developmental Education. 28 (2). P. 2–32 [Электронный ресурс]. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.472.4135&rep=rep1&type=pdf/ (дата обращения: 27.11.2018).