ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
Аннотация
Постановка проблемы. В связи с постоянным развитием информационных технологий цифровое образование становится повседневной реальностью в жизни учителей. Цель статьи – подробно рассмотреть профессиональные изменения в деятельности учителей в цифровую эпоху.
Методология. В статье используются два метода: анализ литературных источников и качественный анализ. Автором обобщаются предыдущие теоретические исследования, а также проводится новый анализ этапов профессионального развития учителя, основанный на качествах, ожидаемых от современного учителя в эпоху цифрового образования.
Результаты исследования. По итогам исследования выделяются три этапа развития учителя в эпоху цифровой педагогики. К ним относятся этап традиционного образования, этап внедрения отдельных информационных технологий в образовательный процесс и этап полноценного применения информационных технологий в образовании. В конце статьи приводится список тех цифровых компетенций, которыми должны обладать учителя.
Заключение. Суммируются основные положения статьи, а также дается обзор вклада автора в рассматриваемую проблематику. Из этого следует, что автор статьи не просто изучил имеющийся теоретический материал, но и представил собственное исследование. Статья способствует лучшему пониманию меняющихся этапов профессионального развития учителей в цифровой среде, что, в свою очередь, приводит к лучшему пониманию учителей, а также к повышению качества преподавания.
Литература
2. Васильева А.А., Потапова И.Н., Таратута И.В. Цифровые компетенции педагога в свете современной системы образования // АПК: инновационные технологии. 2019. № 4 (47). C. 43–47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42574694
3. Горяинов А.Н. Коллекция кейсов и инструментов для оценки цифровых компетенций в рамках программы DigComp // Цифровая трансформация образования: матер. 2-й Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. / отв. ред. А.Б. Бельский. Минск: ГИАЦ Минобразования. 2019. С. 329–331.
4. Грязнов С.А. Цифровая компетентность преподавателя // Ани: педагогика и психология. 2021. № 2 (35). С. 79–81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kompetentnost-prepodavatelya
5. Дорожкина Е.С. Профессиональное становление будущего учителя в воспитывающей среде педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2021. С. 230–234. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-stanovlenie
6. Дэн Цзяньян, Чанг Шуфанг. Цзинь ши нянь лай гао сяо цзяо ши чжуань е фа чжань вэнь ти янь цзю шу пин [Обзор исследований по профессиональному развитию преподавателей университетов за последнее десятилетие] // Цзя ин сюэ юань сюэ бао [Журнал Jiaing College]. 2011. № 29 (4). С. 78–82 (на китайском языке; 邓坚阳,常淑芳. 近十年来高校教师专业发展问题研究述评[J].嘉应学院学报. 2011. № 29 (04)). С. 78–82. URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/
7. Колыхматов В.И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. № 8 (186). C. 156–169. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost
8. Колыхматов В.И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. № 9 (163). C. 152–158. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-navyki-sovremennogo-pedagoga-v-usloviyah
9. Ли Бин. Го нэй вай цзяо ши чжуань е фа чжань го чэнъянь цзю шу пин [Исследование процесса профессионального развития учителей в Китае и за рубежом] // Цзян су цзяо юй сюэ юань сюэ бао шэ хуэй кэ сюэ бань [Журнал Образовательного института Цзянсу (Social Science Edition)]. 2003. № 4. С. 17–20 (на китайском языке; 李斌.国内外教师专业发展过程研究述评[J]. 江苏教育学院学报(社会科学版. 2003. (04). С. 17–20). URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.
10. Ли Биксионг. Го нэй вай ю гуань цзяо ши чжуань е фа чжань мо ши янь цзю пин шу [Обзор китайских и международных исследований моделей профессионального развития учителей] // Цзи линь цзяо юй [Образование в Цзилине]. 2007. № 21. С. 30–31 (на китайском языке; 李碧雄.国内外有关教师专业发展模式研究评述[J].吉林教育. 2007. (21). С. 30–31). URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx
11. Лу Сяоцзе. Го нэй вай цзяо ши чжуань е фа чжань цзе дуань янь цзю шу пин [Китайские и зарубежные исследования процесса профессионального развития учителей] // Цзяо юй кэ сюэ янь цзю [Образование и научные исследования]. 2006. № 7. С. 53–56 (на китайском языке; 罗晓杰.国内外教师专业发展阶段研究述评[J].教育科学研究. 2006. (07). С. 53–56). URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx
12. Лю Ванхай. Цзяо ши чжуань е фа чжань нэй хань вэнь ти юй цюй сян [Профессиональное развитие учителя: коннотация, проблема и тенденция] // Цзяо Юй Тань Со [Исследование образования]. 2003. № 12. С. 103–105 (на китайском языке; 刘万海.教师专业发展:内涵、问题与趋向[J]. 教育探索. 2003. (12). С. 103–105). URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx
13. Му Чжицзя. Го нэй вай цзи шу чжи чи цзяо ши чжуань е фа чжань дэ янь цзю сянь чжуанъюй вэнь ти фэнь си [Исследовательский статус и анализ проблем профессионального развития учителей в Китае и за рубежом] // Чжун го юань чэн цзяо юй [Китайское дистанционное образование]. 2012. № 12. С. 47–54. DOI: 10.13541/j.cnki.chinade.2012.12.008 (на китайском языке; 牟智佳.国内外技术支持教师专业发展的研究现状与问题分析[J].中国远程教育. 2012. (12). С. 47–54). DOI: 10.13541/j.cnki.chinade.2012.12.008
14. Сяо Липин. Го нэй вай цзяо ши чжуань е фа чжань янь цзю шу пинь [Исследовательский обзор профессионального развития учителей в Китае и за рубежом] // Чжун го цзяо юй сюэ Кан [Китайский журнал «Образование»]. 2002. № 5. С. 61–64 (на китайском языке; 肖丽萍.国内外教师专业发展研究述评[J].中国教育学刊. 2002. (05). С. 61–64). URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx
15. Федорова Г.А. Профессиональное развитие учителей в условиях информатизации образования // Вестник РУДН. Сер.: Информатизация образования. 2014. № 4. С. 18–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-uchiteley
16. Цзян Цзиньинг. Цзяо ши чжуань е хуа цзи цзяо ши чжуань е фа чжань цзун шу [Обобщение профессиональной деятельности и профессионального развития учителей] // Цзяо юй тань со [Исследование образования]. 2004. № 4. С. 104–105 (на китайском языке; 蒋竞莹.教师专业化及教师专业发展综述[J].教育探索. 2004. (04). С. 104–105). URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx
17. Ченг Янтао. Ши цзи и лай го нэй вай цзяо ши чжуань е фа чжань цзе дуань янь цзю шу пин [Гу Ронгфанг. Классификации стадий профессионального развития учителей в Китае и за рубежом в двадцать первом веке] // Цзяо юй кань [Журнал образования]. 2017. № 11. С. 17–22. DOI: 10.16215/j.cnki.cn44-1371/g4.2017.11.003 (на китайском языке; 程妍涛,顾荣芳. 21世纪以来国内外教师专业发展阶段研究述评[J].教育刊. 2017. (11). С. 17–22). DOI: 10.16215/j.cnki.cn44-1371/g4.2017.11.003
18. Чжу Синьсинь. Го нэй вай цзяо ши чжуань е фа чжань бяо чжунь янь цзю пин си [Чжан лижэнь. обзор стандартов профессионального развития для учителей в Китае и за рубежом] // Го цзя цзяо юй син чжэн сюэ юань сюэ бао [Журнал Национальной академии управления образованием]. 2008. № 12. С. 45-50 (на китайском языке; 朱欣欣,张丽珍.国内外教师专业发展标准研究评析[J].国家教育行政学院学报. 2008. (12). С. 45–50). URL: https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx
19. Яковенко Т.В. Непрерывное профессиональное развитие учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 291–294. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-professionalnoe-razvitie-uchitelya
20. Kullaslahti J., Ruhalahti S., Brauer S. Professional development of digital competences: standardised frameworks supporting evolving digital badging practices // J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci. 2019. No. 12 (2). P. 175–186.
21. López T.E. Carril M.M. T., Miguel R.D., Verdú M.J., la Calle C.M. de Twitter in initial teacher training: Interaction with social media as a source of teacher professional development for social studies prospective educators // Sustainability. 2022. No. 14 (23). P. 16134. DOI: 10.3390/su142316134
22. Peralta L.R., Cinelli R.L., Marvell C.L., Nash R. A teacher professional development programme to enhance students’ critical health literacy through school-based health and physical education programmes // Health Promotion International. 2022. No. 37 (6). P. 168. DOI: 10.1093/heapro/daac168
23. Ramos J.L., Cattaneo A.A. P., Jong F.P.C.M. de, Espadeiro R.G. Pedagogical models for the facilitation of teacher professional development via video-supported collaborative learning. A review of the state of the art // Journal of Research on Technology in Education. 2022. No. 54 (5). P. 695–718. DOI: 10.1080/15391523.2021.1911720
24. Ruiz M.M.N., Fortanet G.I. Teacher professional development for the integration of content and language in higher education // Innovation in Language Learning and Teaching. 2022. No. 16 (4–5). P. 277–280. DOI: 10.1080/17501229.2022.2123678