ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ГУМАНИТАРНЫХ ПРОФИЛЕЙ
Аннотация
Проблема и цель. Изучение иностранных языков – одно из самых популярных направлений современного образования. Это связано с необходимостью получения знаний. Если вы работаете и не можете посещать учебные заведения, то возможно получить образование дистанционно. Китайский язык является одним из самых сложных для изучения. В первую очередь это относится к студентам старших курсов. В настоящее время возникает проблема в разработке эффективной методики с применением интерактивных онлайн-технологий при обучении дистанционно китайскому языку студентов старших курсах российских вузов гуманитарных профилей. Эти проблемы нашли отражение в данной статье. Целью статьи является анализ дистанционного обучения китайскому языку студентов старших курсов российских вузов гуманитарного профиля.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных авторов и опыта обучения китайскому языку студентов старших курсов российских вузов гуманитарного профиля.
Результаты исследования. Результаты анализа показали следующее: в настоящее время возникает проблема в разработке эффективной методики с применением интерактивных онлайн-технологий при обучении дистанционно китайскому языку студентов старших курсах российских вузов гуманитарных профилей.
Заключение. Предложенный в статье подход основан на развитии и оценке навыков обучающихся. Уровень компетентности может быть оценен с различных точек зрения, наиболее важными из которых являются педагогическая и психологическая. Объем знаний и навыков, используемых студентами, может быть отражен в изменении уровня знаний отдельных студентов.
Литература
2. Заичкина О.И. Опыт и проблемы управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий // Развитие отечественной системы информатизации образования: матер. междунар. науч.-практ. конф. М.: ИИО РАО, 2019. С. 19–24.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2018. 192 с.
4. Ибышев Е.С. Дистанционное обучение: теория и практика. Караганда: Білім, 2018. 196 с.
5. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. Проект «Информатизация системы образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt7.html (дата обращения: 25.11.2022).
6. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. Высшая школа. М., 2021. 473 c.
7. Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, утвержденной постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=294814 (дата обращения: 25.11.2022).
8. Кузьминова М.В. Формирование профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции в высшей школе // Дискуссия. 2015. № 10 (62). С. 153–160. URL: https://cyberleninka.ru/artide/nfornrirovanie(дата обращения: 20.12.2021).
9. Матиенко А.В. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике формирования полилингвальной и мультикультурной личности // Научный результат. Сер.: Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2016. Т. 2, № 2. С. 73–77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inoyazychnaya (дата обращения: 19.12.2021).
10. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: матер. II Междунар. науч. конф. (Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 215–218. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения: 13.12.2021).
11. Мите Л.В. Самостоятельная работа – основное звено в системе дистанционного обучения // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2013. № 1 (34). С. 221–225. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota (дата обращения: 13.12.2021).
12. Михеева Н., Цзэн Юньтин. Дистанционное обучение китайскому языку // Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2021. № 12. DOI:10.17632/crt6vws7m2.1
13. Назарова С.А. Современное состояние обучения китайскому языку: анализ действующих учебных программ и учебно-методической литературы // Modern Oriental Studies. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie (дата обращения: 25.11.2022).
14. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие. М.: Федеральный институт развития образования, 2016. 72 с.
15. Орехова Е.С. Обучение китайскому языку в условиях информатизации образования // Инновации в науке. 2016. № 2 (51). С. 103–107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-kitayskomu-yazyku-v-usloviyah-informatizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 19.12.2022).
16. Син Хунъюй. Хоу и цин ши дай юань чэн хан юй цзяо сюе чжи чэн пин тай ин юн тань си--и су синь лю сюе шзн хан юй цзяо сюе вэй ли [Анализ применения платформы поддержки дистанционного обучения китайскому языку в постэпидемическую эпоху — пример преподавания китайского языка для иностранных студентов в Сусине] // Цзи лин гуан бо дянь ши да сюе сюе бао [журнал Цзилиньский университет радио и телевидения]. 2021. № 000(002). C. 122–124 (на китайском языке; 邢虹雨.后疫情时代远程汉语教学支撑平台应用探析——以苏信留学生汉语教学为例[J].吉林广播电视大学学报, 2021, 000(002):122–124). URL: http://www.jlgb.cbpt.cnki.net/wkg/WebPublication/paper
17. Сун Бовэнь. Дун вай хан юй коу юй цзяо сюе чжун дэ цзю цо цз люе янь цзю [Исследование стратегий исправления ошибок при обучении устному китайскому языку как иностранному] // Го ди цзяо юй лунь тань [Журнал Международный образовательный форум]. 2022. № 4 (2). C. 53–55 (на китайском языке;孙博闻.对外汉语口语教学中的纠错策略研究[J].国际教育论坛, 2022. 4(2):53–55. DOI: 10.12238/jief.v4i2.4916
18. Сысоев П.В. Направления информатизации лингвистического образования на современном этапе // Язык и культура. 2015. № 1 (29). С. 156–168. DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/29/17
19. Сюй Лончюань. Основные расхождения в системах русского и китайского языков, создающие трудности при изучении русского языка китайцами и китайского языка русскими // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Лингвистика. 2017. Т. 14, № 4. С. 68–71 (дата обращения: 24.11.2022).
20. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос, 2020. 73 с.
21. Чжэн Хайян. Нун цунь сяо сюе ин юй цзяо сюе сянь чжуан [Текущая ситуация и меры противодействия преподаванию английского языка в сельских начальных школах] // Цзяо сюе юй гуань ли [журнал Ли Лунь]. 2009. № 4 (2) (на китайском языке; 郑海燕.农村小学英语教学现状及对策[J].教学与管理:理论版, 2009(4):2). DOI: 10.3969/j.issn.1004-5872.2009.04.037
22. Ширшов В.Е. Организация учебной деятельности на основе информационно-коммуникативных технологий. М.: Логос, 2019. 269 с.
23. Dong Xiaobo. Cultural differences and cultivation of cross-cultural communicative competence in Chinese FLT // International Education Studies. 2009. Vol. 2, No. 2. P. 22–25. DOI: https://doi.org/10.5539/ies.v2n2p22
24. Han Yueqin. Research on fostering intercultural communication competence of foreign language learners // Cross-Cultural Communication. 2013. Vol. 9, No. 1. P. 5–12. URL: http://www.cscanada.net/index.php/ccc/ (access date: 24.11.2022).
25. Sambell K. Enquiry-based learning and formative assessment environments: student perspectives // Practitioner Research in Higher Education. 2010. No. 4 (1). Р. 52–61.