ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • Sindeeva Lyudmila V. Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
  • Enulenko Olga V. Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
  • Romanova Elena V. Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
Ключевые слова: иностранные студенты, билингвальные студенты, медицинский университет, трудности преподавания на языке-посреднике в медицинском вузе, язык-посредник (английский язык), познавательный интерес, творческий подход в обучении.

Аннотация

Проблема и цель. Анализируя опыт работы со студентами, не владеющими или слабо владеющими русским языком, мы выявили ряд трудностей, с которыми сталкиваются все участники образовательного процесса. Трудности связаны с особенностями произношения, разницей в уровнях владения английским языком, культурологическими особенностями билингвальных обучающихся и т.п. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе изучения и анализа психолого-педагогической, медицинской, методической литературы, опыта собственной работы выявить особенности обучения и развития познавательного интереса к дисциплинам, преподаваемым на кафедре гистологии, цитологии, эмбриологии Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ) иностранным студентам на английском языке; рассмотреть билингвальное обучение как путь преподавательской деятельности в медицинском университете в современных условиях резкого увеличения в образовательных организациях высшего образования России иностранных граждан.

Методология (материалы и методы) исследования основывается на базовых положениях теории и практики развития познавательного интереса:

– идеях С.Л. Рубинштейна, Л.А. Гордона, М.Ф. Беляева, которые определили интерес как направленность («эмоциональную», «эмоционально-волевую»);

– теориях, делающих упор на отношениях между личностью и действительностью (В.Г. Иванов, В.Б. Бондаревский);

– трудах исследователей, которые рассматривают интерес как мотив учения (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Н.М. Верзилин, Д.И. Трайтак).

В качестве рабочего взято определение понятия «познавательный интерес», данное Д.И. Трайтаком: «познавательный интерес – это эмоционально-волевая направленность сознания учащегося на постоянное стремление к активному овладению учебным предметом» [Трайтак, 2002].

Результаты исследования показали, что использование множества путей в развитии познавательного интереса обеспечивает эффективность процесса формирования умений и навыков у иностранных студентов в процессе обучения в медицинском университете. Преподаватели кафедры гистологии, цитологии, эмбриологии КрасГМУ применяют особый подход к обучению билингвальных обучающихся с использованием языка-посредника (английский язык).

Заключение. Анализ преподавательской деятельности и изученной литературы показывает, что эффективность билингвального обучения, формирования знаний, умений, навыков и компетенций у англоязычных студентов в процессе изучения дисциплин на кафедре гистологии, цитологии, эмбриологии в медицинском вузе обеспечивается развитием и ростом познавательного интереса, творческим подходом к обучению. Работу в данном направлении необходимо продолжать.

Литература

1. Алексеева Н.Т., Анохина Ж.А., Кварацхелия А.Г., Фетисов С.О. Опыт преподавания анатомии человека иностранным студентам на английском языке // Инновационные технологии в преподавании морфологических дисциплин. Уфа: Изд-во БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. Вып. 1. С. 5–7.
2. Аниськина А.П. Особенности применения информационных задач при обучении биологии иностранных студентов медицинских вузов // Инновации в естественнонаучном образовании: XII Всерос. (с междунар. участием) науч.-метод. конф. Красноярск, 29 октября 2020 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. И.Б. Чмиль; ред. кол. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С. 7–11.
3. Арсеньев Д.Г., Зинковский А.В., Иванова М.А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 160 с.
4. Гаврилюк О.А., Марковина И.Ю., Митрофанова К.А. Роль и задачи языковой подготовки в контексте модернизации высшего медицинского образования в России // Медицинское образование и вузовская наука. 2018. № 2 (12). С. 82–86.
5. Гордон Л.А. Психологические основы воспитания интересов у школьников. Киев: Радянска школа, 1941. 114 с.
6. Дунаева А.С., Ветчинова М.Н. Культурологическая идея концепции коммуникативного иноязычного образования // Язык и культура. 2014. № 3. С. 138–145.
7. Журавлева Л.В., Янкевич А.А., Федоров В.А., Бобронникова Л.Р. Опыт преподавания на английском языке по тематике внутренней медицины иностранным студентам: трудности процесса обучения и пути их преодоления // Вiсник Украïнськоï медичноï стоматологiчноï академiï. 2009. Т. 9, вып. 4. С. 238–241.
8. Лазутина Г.С., Шаршкова С.В. Особенности преподавания анатомии иностранным студентам // Журнал анатомии и гистологии. 2017 (приложение). С. 26.
9. Логинов П.В., Кириллов Т.С., Белявский Л.Н. Об интерференции родного и иностранного языков в условиях преподавания специальных дисциплин иностранным студентам медвузов // Международный журнал экспериментального образования. 2017. Т. 6. С. 52–56.
10. Лященко Д.Н., Железнов Л.М., Шаликова Л.О., Гадильшина И.Р., Попова Ю.В. Особенности преподавания анатомии человека на английском языке // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–27. С. 6093–6095.
11. Марковина И.Ю., Ширинян М.В. Иностранный язык в неязыковом вузе на постдипломном этапе обучения: потребности и перспективы (на примере медицинских вузов) // Вестник Московского государственного университета. 2012. Вып. 12 (645). С. 54–61.
12. Михайловская Л.В., Владимирский В.Е., Вологжанина Л.Г., Владимирский Е.В. Особенности учебного процесса для иностранных студентов в медицинском вузе // Материалы международной школы-семинара «Экспорт образовательных услуг. Особенности организации обучения иностранных студентов в медицинских вузах». Целле (Германия); Пермь. 2019. С. 135–137.
13. Плотникова Н.А., Паршин А.А., Рыбаков А.Г. Опыт преподавания дисциплин анатомия и патологическая анатомия на английском языке: межрег. науч.-практ. конф., посвященная 50-летию образования медицинского института и кафедры нормальной анатомии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева // Морфологические ведомости. 2017. Т. 25, № 2. С. 74–75.
14. Ременцов М.Н., Кожевникова М.Н. Методологические основы проектирования системы обучения иностранных граждан в российской высшей школе // Вестник МГАУ. 2013. № 4. С. 7–10.
15. Садовская И.Л. Методы обучения: новая концепция // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2007. № 1 (4). С. 56–61.
16. Сгибнева Н.В., Кварацхелия А.Г., Гундарева О.П., Маслов Н.В., Карандеева А.М. Особенности адаптации иностранных студентов в высшей медицинской школе // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. 2016. № 2 (25). С. 60–64.
17. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. М.: Мнемозина, 2002. 304 с.
18. Gavrilyuk O.A., Markovina I.Yu., McFarland J. Internationalisation of advanced training for teachers of medical English // Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2019. Vol. 7, No. 3. P. 349–357. URL: http://espeap.junis.ni.ac.rs/index.php/espeap/article/view/905
19. Gavrilyuk O.A., Mitrofanova K.A., Penkova E.A., Kulikov S.N., Nikolaeva T.V. Pedagogical foundations of informal education of medical university teachers // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019. Vol. 76. P. 1033–1038. DOI: org/10.15405/epsbs.2019.12.04.138. URL: https://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/SC
20. Iльченко С.I., Мишина Н.В., Ефанова А.О. Стан домiнуючих мотивiв навчання студентiв на кафедрi пропедевтики педiатрiï // Здоров’я дитини. 2017. Т. 12, No. 2. С. 188–192.
21. Loewen R.S., Sato M. Interaction and instructed second language acquisition // Language Teaching. 2018. No. 51 (3). P. 285–329. DOI: 10.1017/S0261444818000125
22. Pivtorak K.V., Fedzhaga I.V. The formation of medical students’ personality and motivation for learning // Medychna osvita. 2011. Is. 4. P. 28–31. DOI: 10.11603/me.vOi.1062
23. Rakhmonova D.S. Pedagogical creativity as a factor of student development // Web of Scientist. 2021. No. 5 (3). P. 729–736. DOI: 10.17605/P2D98
24. Tleugaliyeva A., Temirtassova A. Features of teaching foreign languages using interactive forms and teaching methods // Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2020. Is. 56 (1). P. 35–41. URL: https://articlekz.com/en/article/32541
25. Yakubova B.B. Independent work of students through the internet pedagogical conditions of organization // Web of Scientist. 2021. Vol. 2, No. 5 (3). P. 811–816. DOI: 10.17605/OSF.IO/V86JQ
Опубликован
2023-10-30
Как цитировать
V., S., V., E., & V., R. (2023). ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 65(3), 38-46. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/510