ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ВЫБОРА СПОСОБА ОВЛАДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Аннотация
Постановка проблемы. Работа посвящена проблеме выявления индивидуальных особенностей студентов в ситуации выбора элективных дисциплин на материале освоения дисциплины «физическая культура». Показано, что в условиях неопределенности и многозадачности молодое поколение сталкивается с трудностями выбора способа поведения, целей и задач деятельности.
Выбор рассматривается как критерий зрелости личности, он характеризуется внутренней деятельностью личности, направленной на реализацию своих предпочтений. С проблемой выбора человек сталкивается на протяжении всего жизненного пути. На выбор оказывают воздействие множество факторов, благодаря которым человек способен принять то или иное решение. Большую роль играет мотивация, выступающая как основание выбора. Еще одним фактором выбора является индивидуальная специфика толерантности к неопределенности.
Цель статьи – выявить особенности личности (мотивации и отношения к неопределенности) у студентов, предпочитающих различные способы освоения физической культуры в вузе.
Материалы и методы исследования. Исследования проходили на базе «НГУЭУ». Сформированы две группы, в первую группу входили студенты, выбравшие элективную дисциплину «фитнес-аэробика». Во вторую были включены студенты, отдавшие предпочтение собственно спортивным направлениям, таким как: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, плавание, атлетическая гимнастика и самбо (группа обозначалась как «спорт»). Общее число испытуемых составило 200 человек, по 100 респондентов в каждой группе. Возраст студентов варьировался от 18 до 20 лет (1-й курс). В исследовании использовались две методики: «Мотивация профессиональной деятельности» (С.А. Пакулина, С.М. Кетько) и шкала «Толерантность к неопределенности МакЛейн» (Е.Г. Луковицкая).
Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлены результаты исследования мотивации к учебной деятельности и толерантности к неопределенности у студентов, делающих выбор в пользу различных элективных дисциплин в области физической культуры. Переменными в данном случае являлись предлагаемые вузом элективные дисциплины, такие как фитнес-аэробика и различные собственно спортивные виды деятельности (гимнастика, легкая атлетика и пр.). Выбор способа освоения дисциплины «физическая культура» подразумевает выбор содержания своего образования, которое направлено либо на облегченный вариант, решающий проблемы здоровья, внешнего вида, либо на более сложную деятельность, требующую усилий и самоорганизации. Эмпирическое исследование, направленное на выявление различий по учебной мотивации и толерантности к неопределенности, показало, что студенты, выбирающие спортивные дисциплины, в сравнении со студентами, выбирающими фитнес-аэробику, характеризуются более высокой внутренней учебной мотивацией и преобладанием толерантности к неопределенности.
Заключение. Полученные данные могут использоваться для разработки эффективной организации вузовского образования с учетом того, что предоставления возможности выбора в процессе обучения недостаточно для его эффективности, необходима специальная работа, направленная на развитие у студентов адекватной учебной мотивации, ответственности и толерантности к неопределенности.
Литература
2. Большунова Н.Я. Профессиональное самоопределение в условиях социокультурной неопределенности современного общества // Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества: матер. междунар. науч.-практ. конф, Новосибирск, 24 октября 2019 г. Новосибирск: Сибир. гос. ун-т путей сообщения, 2020. С. 74–79. EDN DCKJET
3. Большунова С.А. «Травма неопределенности» как вызов поколению // Развитие человека в современном мире. 2017. № 2. С. 102–111. EDN YWWPBA
4. Влияние физической культуры на здоровье студентов / Л.В. Коновалова, Л.А. Горлова, Н.С. Россошанская, Л.Н. Орлова // Симбирский научный вестник. 2018. № 3 (33). С. 17–22. EDN VZGJGP
5. Иванова А.Ю., Иванов С.А. Психология личностного выбора // Ученые записки Санкт-Петербургс-кого университета технологий управления и экономики. 2018. № 4 (64). С. 59–63. EDN ZDFOHR
6. Карась Д.В., Серый А.В. Представление о личностном выборе и его роли в функционировании личности с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода к изучению личности // Успехи современного естествознания. 2009. № 5. С. 76–77. EDN KVDZJL
7. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. 286 с.
8. Маслоу А. Психология бытия. М.: Ваклер, 1997. 304 с.
9. Носкова Н.В. Проблема выбора и психология возрастного развития человека // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2008. № 3 (10). С. 59270. EDN JXKMVT
10. Озерина А.А. Категория «выбор» в психологии: теоретическое исследование // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 9: Исследования молодых ученых. 2008. № 7. С. 95–97. EDN MNJJND
11. Петровский В.А. Метаимпликативная модель экзистенциального выбора // Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». Самара: СамГУ, 2002. С. 95–102.
12. Рябцева М.Д., Миронова О.И. Гендерные особенности мотивации выбора профессии у студентов специальности «Психология служебной деятельности» // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2018. Т. 17, № 4 (149). С. 26–35. DOI: 10.17922/2071-5323-2018-17-4-26-35. EDN OEXCGZ
13. Садикова А.З., Матвеев В.С. Профилактика депрессивных состояний и поддержание умственной работоспособности студентов в период сессии средствами физической культуры // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. матер. IV Междунар. науч.-практ. конф, Чебоксары, 05 марта 2018 г. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. С. 50–53. EDN YUYCEL
14. Степанова Е.В. Физические нагрузки как средство повышения стрессоустойчивости // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskie-nagruzki-kak-sredstvo-povysheniya-stressoustoychivosti (дата обращения: 13.07.2023).
15. Тиханова О.В. Интересы и способности при выборе профессии (психология и выбор профессии, 9 класс) // Гуманитарный трактат. 2022. № 132. С. 32–35. EDN LJMDKQ
16. Тюпенькова Г.Е., Гринченко В.С. Влияние физической культуры на ментальное состояние студентов // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: сб. матер. VI Междунар. науч.-практ. очно-заочной конф., Краснодар, 28 октября 2021 г. / Кубанский государственный технологический университет. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. технолог. ун-т, 2021. С. 996–1000. EDN WZUTCT
17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педогогика, 1986. Т. 2. 392 с.
18. Хромова Т.И., Чубарова Е.К. Проблема выбора в экзистенциальной психологии // Вклад психологии и педагогики в социокультурное развитие общества: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 15 января 2018 г. Казань: Аэтерна, 2018. Ч. 2. С. 140–143. EDN YLETBH
19. Fenerty, K.A., & Tiger J.H. (2010). Determining preschooler’s preferences for choice-making opportunities: choice of task versus choice of consequence. Journal of Applied Behavior Analysis, 43, 503–507.
20. Frenkel-Brunswick, E. (1948). Tolerance towards ambiguity as a personality variable. The American Psychologist, 3, 268.
21. Hajrizi, F. Xh. (2007). Tolerance. URL: https://www.academia.edu/12242646/Tolerance
22. Lubovsky, D.V. (2020). Selection of educational routes by high school and college graduates: A positive psychology approach. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 17(4), 656–670.
23. Smith, A., Green, K., & Thurston, M. (2009). ‘Activity choice’ and physical education in England and Wales. Sport, Education and Society, 14(2), 203–222.
24. Stoycheva, K. (1997). Ambiguity Tolerance: Adolescents’ Responses to Uncertainty in Life. Institute of Psychology. Bulgarian Academy of Sciences.
25. Stoycheva, K. (2003, April 19–21). Talent, Science, and Education: how do we cope with Uncertainty and Ambiguities? In P. Csermely, L. M. Lederman (Eds) Science Education: Talent Recruitment and Public Understanding (pp. 31–34). The NATO Advanced Research Workshop on Science Education. Budapest, Hungary.
26. Tversky, A., & Kahneman, D. (1981). The framing of decisions and the psychology of choice. Science, 211(4481), 453–458.