РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СЦЕНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

  • Zhao Tongtong Российский государственный социальный университет
Ключевые слова: эстетическое развитие, сценическая культура, высшее образование, театральная студия, театральные этюды.

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируются и формулируются основы работы по развитию эстетических взглядов студентов в процессе изучения дисциплины «Сценическая культура» в вузе. Для самостоятельного изучения выделяется проблема, связанная с недостаточным культурным кругозором будущих педагогов и поиском путей ее решения.

Цель работы – научно-теоретическое и практическое исследование процесса эстетического воспитания студентов и расширение их культурного кругозора на занятиях актерским мастерством в театральной студии в рамках обучения по специальности «Сценическая культура» в Российском государственном социальном университете.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, и экспериментальный метод в рамках обучения актерскому мастерству по дисциплине «Сценическая культура».

Результаты. На основе деятельностного и контекстного подходов сформулированы основные требования к организации занятий в студенческой театральной студии в условиях обучения дисциплине «Сценическая культура», направленного на эстетическое развитие студентов и расширение их культурного кругозора. С целью эстетического развития студентов нами была разработана система театральных этюдов по материалам известнейших полотен, представленных в Третьяковской галерее и Русском музее.

Заключение. Предложенная в статье авторская концепция обогащения и использования культуросодержащего потенциала занятий студентов в театральной студии для формирования их эстетических взглядов была реализована в Российском государственном социальном университете. Система упражнений-этюдов по дисциплине «Сценическая культура» может быть применена как элемент вариативного модуля в рамках изучения музыкальных дисциплин.

Литература

1. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / сост. О. Лоза. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Полиграфиздат; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. 192 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=246109&p=1 (дата обращения: 19.08.2023).
2. Ануфриев Е.А., Ануфриева Н.И., Корсакова И.А., Щербакова А.И. Современные художественно-педагогические технологии: учеб. пособие. М.: РГСУ, 2015. 446 с.
3. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб.: ВЕГА, 2013. 89 с.
4. Гройсман А.Л. Психогигиена творческого труда студентов. М.: Знание, 1982. 66 с.
5. Давыдова А.А., Ганичева Ю.В. Эстетическая эмпатия как приоритетная ценность культуры и образования // Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования: сб. науч. тр. М.: Буки-веди, 2017. С. 247–252.
6. Евстратова Е.Н. Репин. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 127 с.
7. Ершова А.П. К вопросу о целесообразности занятий основами актерского мастерства со всеми учащимися. М.: Просвещение, 2017. 145 с.
8. Лапина О.А. Школьная театральная педагогика – опыт междисциплинарного синтеза: сб. матер. конф. Сер.: Symposium. Вып. 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
9. Машковцев Н.Г. И.Е. Репин (1844–1930): краткий очерк жизни и творчества. М.; Л.: Искусство, 1943. 107 с. URL: https://www.prlib.ru/item/1272684
10. Никитин С.В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося // Педагогика: традиции и инновации: матер. I Междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. Т. 1. С. 20–22. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1058/ (дата обращения: 10.09.2023).
11. Олонцева Т.А. Формирование профессиональных умений у студентов-хормейстеров в процессе обучения в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 216–220.
12. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / под ред. Т.А. Гудковой. М.: Мир, 2019. 320 с.
13. Смирнов А.В. Принципы обучения и воспитания учащихся-музыкантов // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. М.: РГСУ, 2015. С. 400–405.
14. Солодова Г.Г. Эстетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. 107 с.
15. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Знание, 2013. 52 с.
16. Цаллагова Ф.К. Этнокультурная коннотация эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования детей художественного профиля // Воспитательная работа в образовательных учреждениях: опыт и перспективы. Йошкар-Ола: МарГУ, 2021. С. 112–117.
17. Collard, P., Németh, S., Vince, D., & Kaderjak, A. (2016). Creating creative learning environments by creative partnerships programme – Evaluation of the creative partnerships pilot mathematics programme in Pécs. Creative Education, 7, 741–767. DOI: 10.4236/ce.2016.75078
18. Li, W., & Wang, Yu. (2021). A study on C-E translation of scenic spots names under creative treason. Open Access Library Journal, 8(12), e8174. DOI: 10.4236/oalib.1108174
19. Wadaani, M. R. (2015). Teaching for creativity as human development toward self-actualization: The essence of authentic learning and optimal growth for all students. Creative Education, 6(7), 669–679. DOI: 10.4236/ce.2015.67067
Опубликован
2024-03-30
Как цитировать
Tongtong, Z. (2024). РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СЦЕНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 67(1), 116-124. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/545