ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ КРИЗИС 7 ЛЕТ
Аннотация
Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических положений и исследований по теме школьной адаптации первоклассников и кризиса 7 лет. Цель статьи – выявить особенности адаптации первоклассников, проживающих кризис 7 лет, и разработать комплекс занятий для успешной адаптации первоклассников, проживающих кризис 7 лет.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение научных работ в области школьной адаптации (В.Н. Мезинов, О.Ю. Люленкова, Н.В. Литвиненко, Е.Е. Кравцова, А.Л. Венгер, И.Ю. Млодик и др.), изучение новообразований кризиса 7 лет (Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, К.Н. Поливановой и др.).
В исследовании приняли участие обучающиеся 1-го «В» класса МАОУ «Лицей № 28» города Красноярска в количестве 21 человека. Это пилотное исследование, в дальнейшем планируется более масштабное. Для диагностики применялись следующие методики: «Да и нет не говори» Е.Е. Кравцовой, «Последовательные картинки» М.М. Семаго и Н.Я. Семаго, ЦТО А.М. Эткинда, «Краски» Р.П. Ефимкиной, «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой, «Рисунок школы» Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова. Изучение взаимосвязи исследуемых понятий выполнено с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты. Обобщая результаты исследования, мы выявили, что дети с низким уровнем проживания кризиса имеют низкий и средний уровень социальной адаптации, что вызывает определенные трудности в выполнении классной и домашней работы, в соблюдении дисциплины, а также в анализе причинно-следственных связей. Выявлена взаимосвязь кризиса 7 лет и школьной адаптации (умеренная по ранговой корреляции Спирмена). В рамках формирующего эксперимента, целью которого стала помощь ученикам в процессе адаптации и решении противоречий, лежащих в основе кризиса, на основе игровой технологии был создан комплекс занятий «Путешествие», результаты которого показали положительную динамику в принятии статуса школьника и проживании, а также способствовали более экологичному выходу из кризиса 7 лет.
Заключение. Проблема школьной адаптации первоклассников продолжает оставаться весьма актуальной. Понимание взаимосвязи проживания кризиса 7 лет и успешности адаптации к обучению открывает новые перспективы для организации процесса сопровождения первоклассников в этот период. Апробированная игра-путешествие, направленная на помощь в проживании кризиса 7 лет и содействие успешной адаптации, может быть включена в работу педагогов начальных классов и педагогов-психологов.
Литература
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с. URL: http://elib.old.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book
3. Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9, № 4. С. 28–30. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012
4. Гакаме Ю.Д., Тавадьян М.Э. Трудности адаптации детей к школьному обучению // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 34. С. 181–185. URL: http://e-koncept.ru/2017/771170.htm
5. Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 3. С. 59–65. DOI: 10.17759/jmfp.2016050306
6. Жулина Г.Н., Кулешова Н.В. Особенности эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников // Таврический научный обозреватель. 2016. № 5-1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsiona (дата обращеия: 18.04.2024).
7. Журавлева В.С., Гакаме Ю.Д. Профилактика и коррекция школьной дезадаптации у учащихся начальной школы [Электронный ресурс] // Наука и современность. 2014. № 29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-i-korrektsiya-shkol (дата обращения: 09.03.2024).
8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 150 с.
9. Мезинов В.Н., Люленкова О.Ю. Педагогические условия обеспечения адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности [Электронный ресурс] // Ped.Rev. 2019. № 4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-obespecheniya (дата обращения: 09.03.2024).
10. Мелешкина П.А. Адаптация первоклассников в школе // Вестник науки. 2023. № 2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-pervoklassnikov-v-shkole (дата обращения: 19.04.2024).
11. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. М.: АСТ, 2021. 287 с.
12. Савик Н.В. Социальная адаптация младших школьников в условиях дополнительного образования [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. 2019. № 18 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya (дата обращения: 09.03.2024).
13. Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии // RussianJournalofEducationandPsychology. 2015. № 3 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vnutrenney (дата обращения: 19.04.2024).
14. Berndt, T.J. (1999). The influence of friendly relations on the adaptation of students after the transition to elementary school. Educational Psychologist, 34, 15–28. DOI: 10.1207/s15326985ep3401_2
15. Borbélyová, D. (2016). Adaptation to the school environment in early elementary education. Paidagogos Journal of Education in Contexts, 2, 206–228. URL: https://paidagogos.net/issues/2016/2/article.php?id=13
16. Brizuela, B.M., & Garcia-Sellers, M.J. (1999). School adaptation: A triangular process. American Education Research Journal, 6 (2), 345–370. URL: https://www.sci-hub.ru/10.3102/00028312036002345
17. Buhs, E.S. (2005). Peer rejection, negative peer treatment, and school adjustment: selfconcept and classroom engagement as mediating processes. Journal of School Psychology, 43(5), 407–424. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2005.09.001
18. Erkan, N.S., Elkin, N., Kavgaoğlu, D., OcalDörterler, S., & Kerigan, B. (2021). Views of kindergarten and first-grade teachers on school readiness. Theory and Practice in Child Development, 1 (1), 1–24. DOI: https://doi.org/10.46303/tpicd.2021.2
19. Gülay, O.H., & Erten, S.H. (2013). Examination of school adaptation levels of children who have received pre-school education at the age of 5 and 6: two-year longitudinal study. Journal of Academic Social Science Studies, 6 (7), 417–434. DOI: http://dx.doi.org/10.9761/JASSS1658
20. Gülay, H. (2011). School adjustment and peer relationships in children aged 5-6. Electronic Journal of Social Sciences, 10 (36), 1–10. DOI: https://dergipark.org.tr/tr/pub/esosder/issue/6150/82585
21. Ladd, G.W., Kochenderfer, B.J., & Coleman, C.C. (1997). Classroom peer acceptance, friendship, and victimization: distinct relational systems that contribute uniquely to children’s school adjustment? Child Development, 68 (6), 1181–1197. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1997.tb01993.x
22. Sylaj, V., & Ramabaja, A.H. (2022). Exploring factors in the adaptation of the first grade student: Transition from preschool to first grade primary school. Journal of Social Studies Education Research, 13 (3), 56–78. https://jsser.org/index.php/jsser/article/view/4055