ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ СЧАСТЬЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Постановка проблемы. Психологическое здоровье подростков считается краеугольной темой современного общества. Одной из составляющих психологического здоровья подростка является то, насколько подросток чувствует себя счастливым. Исследование особенностей переживания счастья может открыть дополнительные возможности в работе с подростками.
Цель статьи – характеристика личностных предикторов счастья у старших подростков в группах девочек и мальчиков.
Методологию исследования составил поперечный опрос выборки старших подростков 16–17 лет. В основе исследования лежат такие теории, как: теория счастья М. Аргайла, диспозиционная теория личностных черт Г. Олпорта и теория черты эмоционального интеллекта К.В. Петридеса. Были применены: Оксфордский опросник счастья, опросник BFI-2, опросник TEIQue-ASF.
Результаты. Выявлены значимые различия в показателях счастья в группе мальчиков и группе девочек. В частности, у девочек показатели счастья значительно ниже, чем у мальчиков. Дана характеристика предикторов уровня счастья у старших подростков отдельно для группы девочек и группы мальчиков.
Заключение. Согласно данным исследования, при низких показателях счастья у девочек стоит обращать внимание на развитие таких личностных черт, как экстраверсия и общий эмоциональный интеллект. У мальчиков же положительно влияет на уровень счастья такой субфактор эмоционального интеллекта, как позитивное отношение к жизни и экстраверсия.
Литература
2. Аристотель. Никомахова этика. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 222 с.
3. Бочкарева О.А., Вязникова Л.Ф. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем субъективного благополучия // Материалы секционных заседаний 61-й студен. науч.-практ. конф. ТОГУ, Хабаровск, 01–31 мая 2021 г. Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т, 2021. С. 316–321. EDN: XROYUN. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47304178 (дата обращения: 08.05.2024).
4. Брегид Д.П. Стиль семейного воспитания как предиктор переживания счастья в подростковом возрасте // Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде: сб. матер. III Междунар. заочной науч.-практ. конф., Гомель, 01 июля 2021 г. / редколл.: Т.Г. Шатюк (гл. ред.) и др. Гомель: Гомельск. гос. ун-т им. Франциска Скорины, 2021. С. 121–124. EDN: GKCRGZ. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48276033 (дата обращения: 08.05.2024).
5. Калугин А.Ю., Щебетенко С.А., Мишкевич А.М., Сото К.Дж., Джон О.П. Психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory-2. Психология // Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 1. С. 7–33. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-7-33 (дата обращения: 08.05.2024).
6. Любомирски С. Психология счастья. Новый подход / пер. А.А. Стативка. СПб.: Питер, 2014. 384 с.
7. Матюшина М.Г. Влияние окружающей среды на формирование субъективного благополучия подростка // Детский психоанализ: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. тр. по матер. междун. науч.-практ. конф., посвященной 110-летию со дня рождения Ф. Дольто, Санкт-Петербург, 06 ноября 2018 г. / под ред. М.М. Решетникова. СПб.: Восточно-европейский институт психо-анализа, 2019. С. 259–267. EDN: FFTMDX. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37540256 (дата обращения: 08.05.2024).
8. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д.А. Леонтьева; под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 461 с.
9. Охапкина В.И., Кириллова Е.П. Взаимосвязь агрессивности и ощущения счастья у подростков // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (54).
С. 212–218. EDN: JMHJKG. DOI: 10.52772/25420291_2022_2_212 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50180870 (дата обращения: 08.05.2024).
10. Пенкина Е.Н., Шамшикова О.А. Психометрический анализ опросника эмоционального интеллекта для подростков TEIQue-ASF К.В. Петридеса и А. Фернхема // СибСкрипт. 2023. Т. 25, № 2. С. 169–182. DOI: 10.21603/sibscript-2023-25-2-169-182
11. Петрова Д.В. Особенности психологического благополучия подростков, склонных к интернет-зависимости // Перспективные научные исследования: опыт, проблемы и перспективы развития: сб. науч. ст. по матер. IX Междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 09 декабря 2022 г. Уфа: Научно-издательский центр «Вестник науки», 2022. Ч. 2. С. 171–178. EDN: WUALTU. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49958588 (дата обращения: 08.05.2024).
12. Рагулина М.В. Эмоциональное неблагополучие интернет-зависимых подростков // Научные тенденции: Педагогика и психология: сб. науч. тр. по матер. XII Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 04 декабря 2017 г. / Международная научно-исследовательская федерация «Общественная наука». СПб.: ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2017. Ч. 2. С. 38–42. DOI: 10.18411/spc-04-12-2017-24. EDN: AQMMJT. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41219482 (дата обращения: 08.05.2024).
13. Реан А.А., Кошелева Е.С. Агрессивность как предиктор дефицита ощущения счастья у подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3. С. 258–263. EDN: PAGYPX. DOI: 10.24411/2073-0454-2019-10178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnost-kak-predikt (дата обращения: 08.05.2024).
14. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / пер. с англ. Е. Межевич, С. Фалина. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2013. 440 с.
15. Филиппова Т.В. Особенности переживания счастья подростками (сравнительный анализ) // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. ст. по матер. I Междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 07 февраля 2023 г. Уфа: Научно-издательский центр «Вестник науки», 2023. С. 244–249. EDN: HRJJFJ. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50315314 (дата обращения: 08.05.2024).
16. Afrashteh, M.Y., & Hasani, F. (2022). Mindfulness and psychological well-being in adolescents: the mediating role of selfcompassion, emotional dysregulation and cognitive flexibility. Borderline Personal Disord Emot Dysregul, 9, 1–11. DOI: 10.1186/s40479-022-00192-y. PMID: 36059027; PMCID: PMC9441221 (access date: 08.05.2024).
17. Badri, S.K.Z., Kong, M.Y., Wan Mohd Yunus, W.M.A., Nordin, N.A., & Yap, W.M. (2021). Trait emotional intelligence and happiness of young adults: The mediating role of perfectionism. Int J Environ Res Public Health, 8 (20), 1–12. DOI: 10.3390/ijerph182010800. PMID: 34682544; PMCID: PMC8536024 (access date: 08.05.2024).
18. Izzo, F., Baiocco, R., & Pistella, J. (2022). Children’s and adolescents’ happiness and family functioning: A systematic literature review. Int J Environ Res Public Health, 19(24), 1–28. DOI: 10.3390/ijerph192416593. PMID: 36554474; PMCID: PMC9778774 (access date: 08.05.2024).
19. Furnham, A., & Petrides, K.V. (2003). Trait emotional intelligence and happiness. Social Behavior and Personality, 31, 815–824 (access date: 08.05.2024).
20. Guerra-Bustamante, J., León-Del-Barco, B., Yuste-Tosina, R., López-Ramos, V.M., & Mendo-Lázaro, S. (2019). Emotional intelligence and psychological well-being in adolescents. Int J Environ Res Public Health, 16 (10), 1–12. DOI: 10.3390/ijerph16101720. PMID: 31100799; PMCID: PMC6572191 (access date: 08.05.2024).
21. Hampson, S.E. (2008). Mechanisms by which childhood personality traits influence adult well-being. Curr Dir Psychol Sci, 17 (4), 264–268. DOI: 10.1111/j.1467-8721.2008.00587.x. PMID: 19809527; PMCID: PMC2757085 (access date: 08.05.2024).
22. Kassis, W., Janousch, C., Sidler, P., Aksoy, D., Favre, C., & Ertanir, B. (2022). Patterns of students’ well-being in early adolescence: A latent class and two-wave latent transition analysis. PLoS One, 17(12), 1–20. DOI: 10.1371/journal.pone.0049677. Epub 2012 Nov 21. PMID: 23185405; PMCID: PMC3504145 (access date: 08.05.2024).
23. Kim, H., Park, K.H., & Park, S. (2021). Gender differences in lifestyle and mental health among senior high school students in South Korea. Int J Environ Res Public Health, 18 (20), 1–13. DOI: 10.3390/ijerph182010746. PMID: 34682487; PMCID: PMC8535804 (access date: 08.05.2024).
24. Kouros, C.D., Keller, P.S., Martín-Piñón, O., & El-Sheikh, M. (2022). Bidirectional associations between nightly sleep and daily happiness and negative mood in adolescents. Child Dev., 93 (5). DOI: 10.1111/cdev.13798. Epub 2022 May 21. PMID: 35596680; PMCID: PMC9545079 (access date: 08.05.2024).
25. McGuinness, T.M., Dyer, J.G., & Wade, E.H. (2012). Gender differences in adolescent depression. J Psychosoc Nurs Ment Health Serv, 50(12), 17–20. DOI: 10.3928/02793695-20121107-04. PMID: 23457713 (access date: 08.05.2024).
26. Pauletto, M., Grassi, M., Passolunghi, M.C., & Penolazzi, B. (2021). Psychological well-being in childhood: The role of trait emotional intelligence, regulatory emotional self-efficacy, coping and general intelligence. Clin Child Psychol Psychiatry, 26 (4), 1284–1297. DOI: 10.1177/13591045211040681
27. Tan, C.S., Low, S.K., & Viapude, G.N. (2018). Extraversion and happiness: The mediating role of social support and hope. Psych J., 7 (3), 133–143. DOI: 10.1002/pchj.220
28. Vargas, S.M., Calderon, V., Beam, C.R., Cespedes-Knadle, Y., & Huey, S.J.Jr. (2021). Worse for girls?: Gender differences in discrimination as a predictor of suicidality among Latinx youth. J Adolesc, 88, 162–171. DOI: 10.1016/j.adolescence.2021.02.007
30. Winzer, R., Vaez, M., Lindberg, L., & Sorjonen, K. (2021). Exploring associations between subjective well-being and personality over a time span of 15-18 months: a cohort study of adolescents in Sweden. BMC Psychol, 9(1), 1–10. DOI: 10.1186/s40359-021-00673-9 PMID: 34740376; PMCID: PMC8569843 (access date: 08.05.2024).
30. Woudenberg, T.J. van, Bevelander, K.E., Burk, W.J., & Buijzen, M. (2020). The reciprocal effects of physical activity and happiness in adolescents. Int J Behav Nutr Phys Act, 17 (1), 147. DOI: 10.1186/s12966-020-01058-8
31. Yousefi, A.M., & Hasani, F. (2022). Mindfulness and psychological well-being in adolescents: the mediating role of self-compassion, emotional dysregulation and cognitive flexibility. Borderline Personal Disord Emot Dysregul, 9 (1), 1–11. DOI: 10.1186/s40479-022-00192-y