СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

  • Ilyina Nina F. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
  • Buji Gede Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: педагогические вузы, поликультурная образовательная среда, межкультурная коммуникация.

Аннотация

Постановка проблемы. В статье рассматривается проблема развития поликультурной образовательной среды педагогических вузов Сибирского федерального округа. Проанализированы исследования в области создания и развития поликультурной образовательной среды российских вузов, уточнены феномены «поликультурность», «поликультурная образовательная среда».

Цель статьи – анализ и выявление особенностей поликультурной образовательной среды педагогических вузов, научное обоснование организационно-педагогических условий ее развития и предложений по ее совершенствованию.

Методологию исследования составляют подходы культурного плюрализма, системный и средовой. Использованы методы сравнительного анализа, выдвижения гипотез, интерпретации данных.

Результаты исследования. Выявлены отличительные особенности поликультурной образовательной среды в вузе, научно обоснованы организационно-педагогические условия развития поликультурной образовательной среды в педагогическом вузе, предложены критерии ее оценки, проведен сравнительный анализ поликультурной образовательной среды в педагогических вузах Сибирского федерального округа. Анализ результатов исследования позволил выявить пути совершенствования поликультурной образовательной среды в педагогических вузах.

Заключение. Сделаны выводы о том, что качество поликультурной образовательной среды педагогического вуза определяется ее возможностями для межкультурной коммуникации обучающихся. Представлены результаты оценки поликультурной образовательной среды в педагогических вузах Сибирского федерального округа, обобщены организационно-педагогические условия ее развития.

Литература

1. Ардашкин И.Б., Коробейникова Л.А., Перминова Ю.В. Терминологическое измерение культурного капитала: грани взаимодействия // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 54. С. 5−20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terminologicheskoe-izmerenie-kulturnogo-kapitala-grani-vzaimodeystviya/viewer (дата обращения: 09.11.2024).
2. Башмакова Н.И., Королева Н.Ю., Рыжова Н.И. Направления развития профессиональной подготовки в гуманитарном вузе в условиях поликультурной социально-образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22528059&ysclid=m42jafemn2749282863 (дата обращения: 09.11.2024).
3. Бондаревская Е.В. Методология системной модернизации развития педагогического образования // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: матер. Х Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / науч. ред. В.И. Казаренков. М.: РУДН, 2017. Ч. 1. С. 26–45. URL: clck.ru/3EuL2D (дата обращения: 11.11.2024).
4. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Панова Л.Д. Межкультурное взаимодействие студентов в поликультурном пространстве высшей школы // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: матер. Х Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. М.: Российский университет дружбы народов. 2019. Ч. 1. С. 36–47. URL: clck.ru/3EuLJo (дата обращения: 11.11.2024).
5. Васильева Е.Ю., Сидоров П.И. Системный мониторинг образовательной среды: монография. Архангельск: Правда Севера, 2007. 338 с. URL: clck.ru/3EuLUS (дата обращения: 11.11.2024).
6. Григорьев Д.С., Батхина А.А., Дубров Д.И. Ассимиляционизм, мультикультурализм, этнический дальтонизм и поликультурализм в российском контексте // Культурно-историческая психология. 2018. № 2. С. 53−65. DOI: 10.17759/chp.2018140206
7. Гукаленко О. В., Борисенков В.П., Панова Л.Д. Поликультурное образовательное пространство университета как социально педагогический феномен // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2020. №1. С. 21−34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-universiteta (дата обращения: 11.11.2024).
8. Джуринский А.Н. Проблемы образования в многонациональном социуме России и на Западе // Образование и наука. 2011. № 4 (83). С. 3−27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obrazovaniya-v-mnogonatsionalnom-sotsiume (дата обращения: 11.11.2024).
9. Ильина Н.Ф., Люсия Врейда Адвени. Социокультурное проектирование как форма организации межкультурной коммуникации // Актуальные проблемы изучения русского языка в поликультурной среде: матер. междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 28–29 февраля 2024 г. / ред. кол.: Т.В. Мамаева, Н.Н. Бебриш, И.В. Ревенко (отв. ред.); Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2024. С. 44–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=69206885 (дата обращения: 11.11.2024).
10. Красильникова О.С. Внеучебная работа с иностранными студентами как пример гражданско-патриотического воспитания (опыт вузов Западной Сибири) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 212−216. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneuchebnaya-rabota-s-inostrannymi-studentami-kak-primer (дата обращения: 11.11.2024).
11. Ломаско П.С., Ильина Н.Ф., Дьячук А.А. Теоретические основания построения модели цифровой образовательной среды для поликультурного взаимодействия // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2024. № 17 (11), 2244–2255. URL: http://journal.sfu-kras.ru/sites/journal.sfukras.ru/files/fulltexts/J (дата обращения: 09.11.2024).
12. Мартынова М.Ю. Особенности становления и перспективы развития поликультурного образования в России // Коммуникология. 2014. № 5. С. 38−49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stanovleniya-i-perspektivy-razvitiya-polikulturnogo (дата обращения: 09.11.2024).
13. Мосунова Т.Г. Образовательная политика России: от технологического этапа к системе поликультурного образования // Научный диалог. 2012. № 5. С. 8−27. URL: clck.ru/3Euh5e (дата обращения: 09.11.2024).
14. Слободчиков В.И. На пути к новому образу образования // Народное образование. 2017. № 1−2 (1460). С. 9–14. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29043107_14661996.pdf (дата обращения: 09.11.2024).
15. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019. 448 с. URL: clck.ru/3EuitR (дата обращения: 09.11.2024).
16. Hussain, M., & Shen, H. (2019). A study on academic adaptation of international students in China. Higher Education Studies, 9 (4), 80. DOI: 10.5539/hes.v9n4p80
17. Presbitero, A. (2016). Culture shock and reverse culture shock: The moderating role of cultural intelligence in international students’ adaptation. International Journal of Intercultural Relations, 53, 28–38. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2016.05.004
18. Trofimova, N.B., Stepanova, G.S., Zhukova, A.M., & Goncharenko, E.S. (2021). The influence of the multicultural educational environment on the formation of students’ moral position. Perspectives of Science and Education, 2 (50), 365–377. DOI: 10.32744/pse.2021.2.25
Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
F., I., & Gede, B. (2024). СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА). Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 70(4), 56-64. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/586