ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
Постановка проблемы. В статье представлено научное обоснование потенциала образовательной среды педагогического вуза в аспекте воспитания и социализации обучающихся. Проанализированы исследования в области создания и развития образовательной среды вуза, уточнено содержание феноменов «воспитание», «социализация».
Цель статьи – анализ и выявление потенциала образовательной среды педагогического вуза в воспитании и социализации обучающихся, научное обоснование предложений по ее совершенствованию.
Методология (материалы и методы) представлена основными положениями системного, феноменологического и средового подходов. Использованы методы анализа, выдвижения гипотез, проектирования.
Результаты исследования. Проанализированы подходы к определению феномена «образовательная среда», выявлены отличительные особенности образовательной среды педагогического вуза, научно обоснована структура образовательной среды педагогического вуза, показана зависимость содержательного наполнения компонентов образовательной среды педагогического вуза от организационной культуры организации, раскрыт потенциал образовательной среды педагогического вуза в воспитании и социализации обучающихся. Анализ результатов исследования позволил выявить пути совершенствования образовательной среды педагогического вуза в контексте воспитания и социализации обучающихся.
Заключение. Сделаны выводы о том, что образовательная среда педагогического вуза является основным ресурсом формирования социально активной личности. Показаны направления проектирования образовательной среды педагогического вуза и практического применения нового знания, перспективы дальнейшего исследования проблемы.
Литература
2. Басюк В.С., Казакова Е.И., Врублевская Е.Г. Непрерывность педагогического образования: культурологический контекст // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2022. № 1. С. 3–14. URL: https://elibrary.ru/nyiiyd?ysclid=mdenz6oxrb646235296 (дата обращения: 18.05.2025).
3. Бенин В.Л. Педагогика эпохи постнеклассической науки // Образование и наука. 2012. № 6 (95). С. 122–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17792450&ysclid=mdeo4ipzf9755106795 (дата обращения: 18.05.2025).
4. Бочарова Ю.Ю. Моделирование экосистем педагогического образования в постнеклассической парадигме // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 5. С. 7–15. URL: https://clk.li/KEpF (дата обращения: 08.06.2025).
5. Заир-Бек Е.С. Современная методология проектных исследований инноваций в образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2017. № 185. С. 15–23. URL: https://clk.li/PTdG (дата обращения: 21.06.2025).
6. Иванова С.В., Иванов О.Б. Трансформация образовательного пространства в стремительно меняющемся мире // Педагогика. 2022. Т. 86, № 7. С. 5–14. URL: https://clk.li/Ltxa (дата обращения: 28.06.2025).
7. Казакова Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 8–14. URL: https://clk.li/hdXi (дата обращения: 28.06.2025).
8. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982. 96 с. URL: https://clk.li/FjJq
9. Маркова В.К., Иоффе А.Н., Бычкова Л.В. Проблемно-ориентированные и коммуникационные обучающиеся сообщества педагогов (по материалам отечественных и зарубежных исследований) // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. DOI: 10.15862/01PDMN221
10. Мкртчян М.А. Вузовское педагогическое образование: ключевые проблемы // Образовательные технологии. 2011. № 1. С. 21–24. DOI: 10.15862/01PDMN221. URL: https://clk.li/WAxF
11. Никандров Н.Д. Социализация в условиях идеологического многообразия // Образование, ценности, социализация: сб. науч. ст. / отв. ред. Б.П. Мартиросян, Н.А. Горлова. М.: Гос. ун-т просвещения, 2025. С. 225–238. DOI: 10.51944/2073-8498_2021_4_40
12. Сидоров П.И. Васильева Е.Ю. Системный мониторинг образовательной среды: монография. Архангельск: Правда Севера, 2007. 338 с.
13. Чекалева Н.В., Дроботенко Ю.Б. Ориентация университетского педагогического образования на подготовку будущих педагогов как лидеров социальных изменений в регионе // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2020. № 11. С. 2889. URL: https://clk.li/ELrr (дата обращения: 28.06.2025).
14. Щедровицкий Г.П. Избранные труды / ред.-сост. А.А. Пископпель, Л.П. Щедровицкий; авт. вступ. ст. А. Пископпель, с. XIII XXXVII. М.: Изд-во шк. культ. политики, 1995. XXXVII. 759 с.
15. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019. 448 с.
16. Gordeeva, T.O., Sheldon, K.M., & Sychev, O.A. (2020). Linking academic performance to optimistic attributional style: attributions following positive events matter most. European Journal of Psychology of Education, 35 (35), 21–48. URL: https://istina.cemi-ras.ru/publications/article/182727388/ (дата обращения: 28.06.2025).







