ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ключевые слова: коммуникативные умения, организационно-педагогические условия, дошкольники, взаимодействие, участники образовательных отношений (дошкольники, родители, педагоги).

Аннотация

Постановка проблемы. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных умений, представленные в статье, обеспечивают дифференцированный подход в воспитании детей в группах комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций. Обновление процесса формирования коммуникативных умений у дошкольников, посещающих группы комбинированной направленности, необходимо для создания условий, способствующих взаимодействию всех участников образовательных отношений.

Цель статьи – обосновать развивающий потенциал разработанных организационно-педагогических условий для формирования коммуникативных умений у детей 4−5 лет, посещающих группы комбинированной направленности.

Методология исследования базируется на деятельностном, коммуникативном и личностно ориентированном подходах. Основными методами исследования являются анализ и обобщение работ, отечественных и зарубежных ученых, педагогов, раскрывающих значимое научно-исследовательское понимание процесса формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в группах комбинированной направленности; обсуждение опыта применения разработанных организационно-педагогических условий, способствующих обновлению и обогащению данного процесса.

Результаты исследования. Рассмотрена сущность категории «организационно-педагогические условия». Обоснована необходимость использования обновленных организационно-педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей, посещающих группы комбинированной направленности. Представлены примеры авторского сопровождения реализации организационно-педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей, посещающих группы комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций.

Заключение. Внедрение в образовательный процесс дошкольной образовательной организации разработанных организационно-педагогических условий способствует реализации дифференцированного подхода при планировании процесса формирования коммуникативных умений у детей, посещающих группы комбинированной направленности, и повышению эффективности данного процесса в целом. Предложенные организационно-педагогические условия позволяют: актуализировать потребность в формировании коммуникативных умений у всех участников образовательных отношений (воспитанники и их родители, педагоги образовательной организации); модифицировать процесс формирования коммуникативных умений у детей 4–5 лет, посещающих группы комбинированной направленности, за счет обновления образовательных областей реализуемой программы авторскими методами и приемами работы; организовать взаимодействие всех участников образовательных отношений с использованием нетрадиционных форм взаимодействия. В совокупности выделенные, обоснованные и проверенные опытно-экспериментальным путем организационно-педагогические условия способствуют повышению уровня сформированности коммуникативных умений у детей 4–5 лет в группах комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций.

Представленные организационно-педагогические условия формирования коммуникативных умений у дошкольников могут быть реализованы как в группах комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций, так и при работе с нормотипичными детьми.

Литература

1. Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики. Парциальная образовательная программа ДО «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»): монография. М.: ФЛИНТА, 2016. 318 с.
2. Асатрян Г.Р. Способы организации активного обучения в рамках ФГОС // Роль аграрной науки в развитии лесного и сельского хозяйства Дальнего Востока: матер. II Национальной (Всеросс.) науч.-практ. конф., Уссурийск, 08–09 ноября 2018 г. / Приморская государственная сельскохозяйственная академия. Уссурийск, 2018. С. 93–96. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36560596_78053109.pdf (дата обращения: 03.11.2024).
3. Беликов В.А. Актуальность исследования педагогических условий решения проблем образования личности // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost (дата обращения: 02.12.2024).
4. Бобкова С.Н., Бобков Г.С., Зверева М.В. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 50–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42782081 (дата обращения: 12.11.2024).
5. Богданов В.А. О проблеме создания организационно-педагогических условий для социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении // Педагогический журнал. 2022. Т. 1-4, № 12. С. 322–330. DOI: 10.34670/AR.2022.57.91.040
6. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143–152. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya (дата обращения: 03.11.2024).
7. Волосовец Т.В. Анализ педагогической деятельности как условия детствосбережения в дошкольном образовании // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 8–12. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30798363_91374032.pdf (дата обращения: 03.11.2024).
8. Гаврилушкина О.П., Малова А.А., Панкратова М.В. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении // Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1, № 2. С. 5–16. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17945960_72763192.pdf (дата обращения: 12.11.2024).
9. Грибова O.E. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2. С. 12–18 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36906039 (access date: 03.11.2024).
10. Гусева Д.И. Особенности и формы общения дошкольников со взрослыми и сверстниками // Вестник науки и образования. 2019. № 20-2 (74). С. 78–84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-formy (дата обращения: 07.12.2024).
11. Давыдова О.И. Педагогическое осмысление понятий «образовательное пространство», «образовательная среда» // Евразийское научное объединение. 2021. № 1-7 (71). С. 515−517. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44788342_95035226.pdf (дата обращения: 07.12.2024).
12. Дунганова Д.Э. Педагогический инструментарий, применяемый педагогом при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Глобальный научный потенциал. 2023. № 11 (152). С. 214–216. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59988935 (дата обращения: 07.12.2024).
14. Дьяченко Т.В. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника // Молодой ученый. 2019. № 38 (276). С. 60–62. URL: https://moluch.ru/archive/276/62477/ (дата обращения: 02.11.2024).
14. Екжанова Е.А., Селенкова А.А. Практический аспект использования информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Специальное образование. 2021. № 3 (63). С. 103–114. DOI: 10.26170/1999-6993_2021_03_08. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskiy-aspekt (дата обращения: 04.11.2024)
15. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Моск. психол.-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. 432 с.
16. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // Общее и профессиональное образование. 2012. № 1. С. 8–14. URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf (дата обращения: 12.11.2024).
17. Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101–104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24866714 (дата обращения: 02.11.2024).
18. Кутепова Е.Н., Сунцова А.С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях // Вестник Череповецкого государственного университета 2016. № 2. С. 105–110. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy (дата обращения: 12.11.2024).
19. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Моск. психол.-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. 448 с.
20. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 318 с.
21. Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы специального образования // Дефектология. 1994. № 6. С. 3–9.
22. Марчук Е.Г. Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности у школьников в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2011. № 4 (7). С. 175–177. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ojxjqx (дата обращения: 03.11.2024).
23. Селезнева О.В., Петухова М.Г. Использование сайта группы во взаимодействии педагога группы с родителями воспитанников // Вестник науки и образования. 2018. № 11 (47). С. 69–71. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35585401_74271066.pdf (дата обращения: 03.11.2024).
24. Sillars, A.L., & Vangelisti, A.L. (2006). Communication: Basic properties and their relevance to relationship research. In: A.L. Vangelisti, D. Perlman (Eds.). The Cambridge Handbook of Personal Relationships (pp. 331–351), Cambridge, UK.
25. Tussupbekova, G.A., Nurshabayeva, A.K., Rakhmetova, A.M., Moldakaryzova, A.Zh., Amanbai, B.B., Isayeva, N.B., & Seitkadir, K.A. (2021). Formation of communication and speech skills of children with mental retardation through verbal text activities. Vestnik KazNMU [Bulletin of the Kazakh National Medical University], 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formation-of-communication (access date: 03.04.2025).
Опубликован
2025-06-30
Как цитировать
S., T., & S., S. (2025). ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 72(2), 26-35. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/612