ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ «ВКОНТАКТЕ» И «ОДНОКЛАССНИКИ»
Аннотация
Постановка проблемы. В статье рассмотрены практические аспекты формирования патриотической позиции у сотрудников полиции через социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», являющиеся самыми востребованными в России социальными площадками. Проблема исследования заключается в необходимости оценки перспектив использования социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте» для осуществления патриотического воспитания молодых сотрудников полиции.
Цель статьи – описание воспитательного потенциала российских социальных сетей для патриотического воспитания молодых сотрудников полиции на конкретных примерах патриотической деятельности.
Методология и методы исследования. Методологию исследования составляют анализ научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых, признанных научным сообществом, и опыта патриотического воспитания курсантов-полицейских различных направлений подготовки. В качестве основного эмпирического метода исследования был применен опрос пользователей социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте», подкрепленный дополнительными методами контроля репрезентативности полученных результатов.
Результаты исследования. Осуществлен анализ практики формирования патриотической позиции сотрудников полиции средствами различных медиаплощадок в социальных сетях; детализированы особенности медиавоздействия патриотически ориентированных сообществ на молодое поколение российских граждан посредством новых форм воспитания; описаны перспективы применения воспитательного потенциала социальных сетей в современных условиях.
Заключение. Научная новизна исследования заключается в выявлении и теоретическом обосновании потенциала российских социальных сетей для решения задач патриотического воспитания в условиях цифровизации современного информационного пространства. Предложенный в статье авторский взгляд на процесс формирования чувства патриотизма через средства социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» может быть реализован в вариативной части системы патриотического воспитания молодых сотрудников российской полиции.
Литература
2. Беклямишев В.О. Историческая память о Великой Отечественной войне в комментариях пользователей социальной сети «ВКонтакте» // Вестник государственного и муниципального управления. 2021. Т. 10, № 1 (39). С. 12–24. DOI: 10.22394/2225-8272-2021-10-1-12-24
3. Ефимов Е.Г. Социальные сети как фактор социализации (на примере формирования патриотизма) // Известия Волгоградского государственного технического университета. Сер.: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2015а. Т. 24, № 10 (174). С. 40–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=vdocjp (дата обращения: 20.02.2025).
4. Ефимов Е.Г. Социальные сети – отражение форм патриотизма // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2015б. № 2. С. 20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26703974 (дата обращения: 19.02.2025).
5. Кадынцева П.В. Анализ эмоциональной реакции на патриотический контент в социальных сетях // Оригинальные исследования. 2023. Т. 13, № 11. С. 158–162. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59856775 (дата обращения: 20.02.2025).
6. Кипреев С.Н. Анализ деятельности священника Николая Бабкина по формированию духовно-нравственных ценностей в социальных сетях // Трибуна ученого. 2023а. № 5. С. 242–247. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54098707 (дата обращения: 12.02.2025).
7. Кипреев С.Н. Использование ресурсов Инстаграмма для патриотического воспитания // Моя профессиональная карьера. 2023б. Т. 3, № 48. С. 365–371. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53934362 (дата обращения: 12.02.2025).
8. Коршунова К.С. Причины отсутствия высокого патриотического уровня у современной молодежи // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденция развития: сб. ст. XXX Междунар. науч.-практ. конф., Петрозаводск, 18 мая 2023 г. Петрозаводск: Междунар. центр науч. партнерства «Новая Наука», 2023. С. 271–275. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53832841 (дата обращения: 20.01.2025).
9. Кравченко С.А., Подберезкин А.И. Социальные сети как качественно новый фактор системной безопасности России в XXI в. // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 6 (51). С. 14–23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28794037 (дата обращения: 20.04.2025).
10. Мальцева Я.В., Сабодаш Е.Р. Студенческий общественно-просветительский медиапроект в социальных cетях и на медиаплатформе (на примере Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Rutube, TILDA) // Заметки ученого. 2023. № 4. С. 165–172. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53771330 (дата обращения: 20.04.2025).
11. Мальченкова В.В. Патриотическое воспитание в профессиональной подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11-2. С. 337–341. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41594381 (дата обращения: 12.02.2025).
12. Мальчукова Н.Н., Виноградова М.В. Формирование патриотического воспитания через социальную рекламу в социальных сетях (на примере «ВКонтакте») // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101). С. 88–91. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-4101-88-91
13. Никитская Е.А. Концептуальные основы построения профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы на этапе обучения в высшей школе // Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 244–247. DOI: 10.24412/2414-3995-2023-6-244-247
14. Петелин А.С. Педагогическая модель патриотического воспитания курсантов в вузе МВД России // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2023. № 3. С. 83–86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54629162 (дата обращения: 12.02.2025).
15. Пиманова Д.А. Использование информационных технологий в патриотическом воспитании студентов // Инновационный дискурс развития современной науки: сб. ст. XVII Междунар. науч.-практ. конф., Петрозаводск, 15 июня 2023 г. Петрозаводск: Междунар. центр науч. партнерства «Новая Наука», 2023. С. 192–195. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54010145 (дата обращения: 21.01.2025).
16. Юрьев Д.А. Восход Востока. Русские перспективы всемирной истории // Тетради по консерватизму. 2020. № 4. С. 335–408. DOI: 10.24030/24092517-2020-0-4-335-408
17. Denikin, A.V., Denikina, Z.D. (2024). Social technologies of patriotic education in modern Russia. Sociopolitical Sciences, 14 (2), 204–210. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-204-210
18. Korobitsyna, L.V. (2022). Memory of the great patriotic war in the internet space of Russian social networks. History Facts and Symbols, 2 (31), 108–114. DOI: 10.24888/2410-4205-2022-31-2-108-114
19. Krawatzek, F., & Soroka, G. (2023). Defending history? The impact of context and speaker in Russia. Perspectives on Politics, 22, 1–17. DOI: 10.1017/S1537592722004169
20. Long, Ch., & Yang, G. (2022). Study on patriotic education and changes of patriotic emotion and behavior of ethnic minority college students. Neuropsychopharmacol, 25, 74–75. DOI: 10.1093/ijnp/pyac032.102
21. Parma, R.V. (2024). Promoting the patriotic agenda on social media among Russian students. Higher Education in Russia, 33 (1), 44–67. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-44-67