ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА РОССИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Постановка проблемы. В статье анализируется проблема формирования положительного образа России у иностранных студентов в российском вузе, обучающихся по направлению 45.03.02 Лингвистика. Наблюдается взаимосвязь между сложившимся образом страны, в которой обучаются иностранцы, и уровнем их мотивации к получению высшего образования.
Цель статьи заключается в выявлении и описании представлений иностранных студентов о России в контексте филологического образования, а также в разработке рекомендаций по формированию у иностранцев положительного образа о РФ и россиянах на занятиях русского языка как иностранного.
Методология и методы исследования. В статье обобщается опыт исследователей образа страны (Г.Д. Гачев, Е.В. Дзюба, С.А. Еремина, В.Б. Земсков) применительно к методике преподавания русского языка как иностранного в вузе при коммуникативном подходе (Е.И. Пассов). Основное внимание уделяется представлениям о России у иностранных обучающихся (А.И. Горчеева, О.М. Дедова, А.Д. Иванова, Т.Н. Чумакова). Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: теоретический анализ передового педагогического опыта по теме исследования; эмпирические методы (анализ, анкетирование, опрос).
Результаты исследования. В ходе опроса 110 иностранных студентов РГПУ им. А.И. Герцена были выявлены и описаны представления о России и россиянах. Результаты показали, что негативные и некорректные представления будущих филологов касаются образа жизни россиян (69 % опрошенных), климата и географического положения России (70 % опрошенных). Наличие негативных компонентов образа России у иностранцев становится препятствием для учебы и жизни студентов-филологов, а также их дальнейшего трудо-устройства. Учет негативных компонентов образа России при разработке учебных дисциплин в практике преподавания русского языка как иностранного, в свою очередь, способствует корректированию отрицательных представлений, повышая мотивацию к обучению и уровень осведомленности иностранцев о России.
Заключение. Настоящая тема представляется востребованной в системе непрерывного филологического образования иностранцев в вузе, поскольку образ России переживает перемены на мировом уровне. В настоящей статье предлагаются рекомендации для проектирования учебных дисциплин по филологическому профилю в вузе с учетом образа России и россиян.
Литература
2. Аркадьева Т.Г., Васильева М.И., Владимирова С.С., Федотова Н.С., Шарри Т.Г. Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации (особенности и трудности в работе с иностранными студентами) // Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: матер. докл. и сообщений XХV Междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 07 февраля 2020 г. СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т промышл. технологий и дизайна, 2020. С. 344–349. EDN: ZYQPXL. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42508703 (дата обращения: 26.10.2025).
3. Вяткина Л.Б. Современные модели корпоративной культуры // Успехи современной науки и образования, 2017. Т. 2, № 6. С. 250–253. EDN: ZCOZTJ. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29821182&ysclid=mgrylw8773498201309 (дата обращения: 10.10.2025).
4. Гончарова Е.И. Образ России в контексте преподавания русского языка как иностранного // Педагогический журнал, 2022. Т. 12, № 6-1. С. 400–406. DOI: 10.34670/AR.2022.17.60.056. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=51295519 (дата обращения: 10.10.2025).
5. Горчеева А.И. Роль национальных стереотипов и предрассудков в изучении русского языка //
Казанский вестник молодых ученых. 2018. № 5 (8). С. 142–146. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-natsionalnyh-stereotipov-i-predrassudkov-v-izuchenii-russkogo-yazyka (дата обращения: 13.10.2025).
6. Дедова О.М., Корнев В.А. Преодоление предрассудков и стереотипов в сфере межкультурной коммуникации // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: сб. матер. IV Междунар. науч.-метод. конф., Воронеж, 28–30 января 2016 г. Воронеж: Научная книга, 2016. С. 331–337. EDN: YUWJIG. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32742835&ysclid=mgrz8mb8p219179912 (дата обращения: 13.10.2025).
7. Дзюба Е.В., Еремина С.А., Миков В.Ю., Пирожккова И.С., Ткаченко Ю.Г. Аспекты изучения образа родной страны в учебниках для иностранцев. Практические вопросы языкового образования: монография / под общ. ред. Е.В. Дзюбы. Екатеринбург: [б.и.], 2021. С. 7–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48452385 (дата обращения: 10.10.2025).
8. Еремина С.А. Специфика презентации образа России в учебниках русского языка как иностранного для франкофонов // Филологический класс. 2019. № 3 (57). С. 86–94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-prezentatsii-obraza-rossii-v-uchebnikah-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-dlya-frankofonov (дата обращения: 12.10.2025).
9. Иванова А.Д. Роль стереотипов в формировании языковой картины мира (на примере стереотипов «Россия» и «русские») // Язык текущего момента: матер. II Межвуз. студ. науч.-практ. конф., М., 15 мая 2019 г. М.: Книгодел, 2019. С. 126–129. EDN: JLEXLI. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=jlexli&ysclid=mgrzcq6unc418640196 (дата обращения: 13.10.2025).
10. Папилова Е.В. Имагология как гуманитарная дисциплина // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2011. № 4.
С. 31–40. EDN: OORQMV. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17304687&ysclid=mgrzee5l4t438319204 (дата обращения: 13.10.2025).
11. Чумакова Т.Н., Бирючинская Л.Б. Стереотипы, предрассудки и их роль в межкультурной коммуникации // Заметки ученого. 2021. № 6-1. С. 542–546. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46241046 (дата обращения: 10.10.2025).
12. Bhatt, M., Vakkayil, J., & Romdhane M.B. (2025). We are not who they think we are! Examining responses of qualified Tunisian immigrants in France to country-of-origin based image discrepancies. European Management Journal, 43 (1), 17–29. DOI: https://doi.org/10.1016/j.emj. 2024.02.001
13. Buhmann, A. (2016). Measuring country image. Theory, method, and effects. Wiesbaden: Springer VS. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-15407-3
14. Diamantopoulos, A., Szőcs, I., Florack, A., Kolbl, Ž., & Egger, M. (2021). The bond between country and brand stereotypes: insights on the role of brand typicality and utilitarian/hedonic nature in enhancing stereotype content transfer. International Marketing Review, 38 (6), 1143–1165. DOI: https://doi.org/10.1108/IMR-09-2020-0209
15. Feng, W., Liu, Y., & Li, D. (2022). Emotional or rational? The congruence effect of message appeals and country stereotype on tourists’ international travel intentions. Annals of Tourism Research, 95, 103423. DOI: https://doi.org/10.1016/j.annals.2022.103423
16. Lopez, C., & Balabanis, G. (2020). The influence of a country’s brands and industry on its image. European Journal of Marketing, 55 (1), 27–62. DOI: https://doi.org/10.1108/EJM-06-2018-0414
17. Shen, Y., Jo, W. M., & Joppe, M. (2022). Role of country image, subjective knowledge, and destination trust on travel attitude and intention during a pandemic. Journal of Hospitality and Tourism Management, 52, 275–284. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhtm.2022.07.003







