СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация
Постановка проблемы. В условиях цифровой трансформации образования сохраняется ряд системных проблем в предметной подготовке будущих учителей информатики по программированию. Среди них выделяются недостаточный уровень мотивации и алгоритмического мышления у абитуриентов, применение устаревших методов обучения, сосредоточенных на синтаксисе и вычислительных задачах, неоднозначный выбор языка программирования, а также дефицит педагогической интеграции, не позволяющий студентам научиться адаптировать материал и диагностировать ошибки школьников.
Цель статьи заключается в анализе современных методических подходов к обучению программированию студентов педагогических вузов и описании подходов формирования их готовности к преподаванию программирования в школе.
Методология (материалы и методы) исследования. В качестве методологии исследования применен анализ современных научных публикаций за последние шесть лет, посвященных практике обучения программированию в педагогических вузах. Также обобщен собственный опыт реализации образовательных программ в Красноярском государственном педагогическом университете.
Результаты. На основе анализа успешных практик (сквозные проекты, итерационное, персонализированное, STEM-обучение и др.) синтезированы ключевые подходы в подготовке: предметно-методическая интеграция, практико-ориентированный и контекстный характер обучения, осознанное формирование педагогического инструментария и развитие метапредметных компетенций.
Заключение. Установлено, что готовность будущего учителя к преподаванию программирования формируется в комплексной образовательной среде, обеспечивающей синергию глубоких предметных знаний (на базе школьно-релевантных технологий, таких как Python), инженерно-проектного мышления и педагогической компетентности. Ключевым фактором является не внедрение отдельных инноваций (в т.ч. ИИ), а их интеграция в образовательную экосистему под руководством критически мыслящего преподавателя. Перспективы видятся в углублении фундаментальной подготовки, усилении методической рефлексии и разработке моделей эффективного взаимодействия «педагог-технология-методология».
Литература
2. Гафуанов Я.Ю., Поднебесова Г.Б. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности при обучении программированию будущих учителей информатики и ИТ-специалистов //
Вестник Томского государственного университета. 2020. № 455. C. 175–182. DOI: 10.17223/15617793/455/24
3. Губашева Х.А., Магамедова Д.М., Магазиева З.А. Инновационные методы обучения программированию и ИТ в российских вузах // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. Ч. 3, № 5 (119). С. 69–71. URL: https://research-journal.org/archive/5-119-2022may/innovacionnye-metody-obucheniya-programmirovaniyu-i-it-v-rossijskix-vuzax (дата обращения: 20.10.2025).
4. Джураева Д.Р. Средства и формы организации обучения программированию в высшей школе будущих учителей информатики // Экономика и социум. 2021. № 5-2 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-i-formy-organizatsii-obucheniya-programmirovaniyu-v-vysshey-shkole-buduschih-uchiteley-informatiki (дата обращения: 20.10.2025).
5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Обучение языкам и технологиям программирования как компонент предметной подготовки будущих учителей информатики // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-yazykam-i-tehnologiyam-programmirovaniya-kak-komponent-predmetnoy-podgotovki-buduschih-uchiteley-informatiki (дата обращения: 20.10.2025).
6. Лавина Т.А., Ильина Л.А. Современные подходы к обучению программированию при подготовке кадров в области информационной безопасности в условиях формирования национальной системы высшего образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2025. № 1. C. 219–230. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-obucheniyu-programmirovaniyu-pri-podgotovke-kadrov-v-oblasti-informatsionnoy-bezopasnosti-v-usloviyah (дата обращения: 20.10.2025).
7. Мартынюк А.А. Интегрированный подход при обучении программированию в средней школе // Интерактивная наука. 2018. № 2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannyy-podhod-pri-obuchenii-programmirovaniyu-v-sredney-shkole (дата обращения: 20.10.2025).
8. Пугач В.И., Тюжина И.В., Макарова Е.Л. Обучение программированию будущих учителей информатики: задачи со спирально повышающейся сложностью // Самарский научный вестник. 2019. № 4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-programmirovaniyu-buduschih-uchiteley-informatiki-zadachi-so-spiralno-povyshayuscheysya-slozhnostyu (дата обращения: 20.10.2025).
9. Розов К.В., Подсадников А.В. Язык программирования Python в педагогическом вузе: от основ до искусственного интеллекта // Информатика и образование. 2019. № 6. С. 26–33. DOI: 10.32517/0234-0453-2019-34-6-26-33
10. Сайфурова И.О., Рагулина М.И., Федорова Г.А. Персонализированное обучение будущих учителей информатики программированию на основе применения мобильных технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. № 4 (16). С. 116–125. DOI: io.570i5/issni998-5320.2O22.i6.4.i4
11. Цепляев А.Ф. Использование языковых моделей искусственного интеллекта для изучения основ программирования // Символ науки. 2023. № 5-2. C. 58–60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-yazykovyh-modeley-iskusstvennogo-intellekta-dlya-izucheniya-osnov-programmirovaniya (дата обращения: 25.10.2025).
12. Яшина И.А. Искусственный интеллект в обучении программированию студентов педагогического вуза // Открытое образование. 2024. № 4 (28). С. 23–32. DOI: 10.21686/1818-4243-2024-4-23-32
13. Ahmed, U., Sahai, S., Leong, B., & Karkare, A. (2025). Feasibility study of augmenting Teaching Assistants with AI for CS1 Programming Feedback. In Proceedings of the 56th ACM Technical Symposium on Computer Science Education V. 1 (SIGCSETS 2025) (pp. 11–17). Association for Computing Machinery, NY, USA. DOI: 10.1145/3641554.3701972
14. Budhiraja, R., Joshi, I., Challa, J., Akolekar, H., & Kumar, D. (2024). “It’s not like Jarvis, but it’s pretty close!” – Examining ChatGPT’s usage among undergraduate students in Computer Science. In Proceedings of the 26th Australasian Computing Education Conference (ACE ’24) (pp. 124–133). Association for Computing Machinery, NY, USA. DOI: 10.1145/3636243.3636257
15. Chiodini, L., Bevilacqua, J., & Hauswirth M. (2025). Surveying upper-secondary teachers on programming misconceptions. In Proceedings of the 2025 ACM Conference on International Computing Education Research V. 1 (ICER ‘25) (pp. 166–180). Association for Computing Machinery, NY, USA. DOI:10.1145/3702652.3744227
16. Faherty, R., Quille, K., Vivian, R., McGill, M., Becker, B., & Nolan, K. (2021). Comparing programming self-esteem of upper secondary school teachers to CS1 students. In Proceedings of the 26th ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education V. 1 (ITiCSE ‘21) (pp. 554–560). Association for Computing Machinery, NY, USA. DOI: 10.1145/3430665.3456372
17. Kularbphettong, K., Raksuntorn, N., Kumchoo, S., & Boonseng, Ch. (2024). Assessing programming language teaching during COVID19 with blended learning. In Proceedings of the 2024 10th International Conference on e-Society, e-Learning and e-Technologies (ICSLT) (ICSLT ‘24) (pp. 20–24). Association for Computing Machinery, New York, USA. DOI: 10.1145/3678610.3678614
18. Sheese, B., Liffiton, M., Savelka, J, & Denny, P. (2024). Patterns of student help-seeking when using a Large Language Model-powered Programming Assistant. In Proceedings of the 26th Australasian Computing Education Conference (ACE ‘24) (pp. 49–57). Association for Computing Machinery, NY, USA. DOI:10.1145/3636243.3636249
19. Telesko, R., Spahic-Bogdanovic, M., Hinkelmann, K., & Pande, C. (2023). A new approach for teaching programming: Model-based Agile Programming (MBAD). In Proceedings of the 8th International Conference on Information and Education Innovations (ICIEI ‘23) (pp. 13–18). Association for Computing Machinery, NY, USA. DOI:10.1145/3594441.3594445







