ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В РАКУРСЕ УКРЕПЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Аннотация
Постановка проблемы. Задачи укрепления ценностных основ образования в условиях его цифровизации и информационной социализации обучающихся актуализируют осмысление информационной культуры педагога в аксиологическом ракурсе, что включает представления о том, как согласуются между собой традиционные ценности и ценности информационного общества; выявление противоречий данного процесса и способов интериоризации обучающимися ценностей информационной культуры и определения их роли в формировании аксиологической компетентности педагогов.
Цель статьи – выявить подходы к формированию информационной культуры педагогов и их готовности к ее развитию у обучающихся в контексте укрепления традиционных российских ценностей как аксиологической основы общего образования.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют аксиологический и культурологический подходы. Проанализированы современные исследования в проблемном поле формирования информационной культуры в контексте укрепления ценностных основ образования. Применены теоретические методы: анализ, синтез, поиск, отбор, систематизация источников, сопоставление результатов исследований, обобщение полученных данных; эмпирические методы: опрос, анкетирование, собеседование, анализ опыта работы педагогов и дискуссий в ходе научно-практических мероприятий и др.
Результаты исследования. Изучены теоретические источники, включая результаты исследований, отраженные в педагогической периодике за последние 3–4 года (2022–2025), в течение которых происходило укрепление ценностного вектора развития российской системы образования. Проанализированы данные эмпирических исследований. Сформированы представления о роли аксиологического подхода в современных исследованиях проблем формирования информационной культуры личности и в подготовке педагогов к трансляции традиционных российских ценностей в условиях цифровизации образования с учетом выявленных дефицитов и потребностей педагогов применительно к образовательной практике.
Заключение. Сделаны выводы о наличии тенденции укрепления аксиологического подхода к формированию информационной культуры и имеющемся противоречии между значимостью традиционных ценностей и информационной культуры личности, с одной стороны, и недостаточным осмыслением и методическим обеспечением их интеграции – с другой. Укрепление традиционных ценностей в информационном обществе предполагает рассмотрение их в качестве основы развития информационной культуры личности, их базовую роль в формировании контента информационных потоков, качества виртуальной среды; направленность информационной деятельности во благо российского общества; укрепление нравственных норм взаимодействия в виртуальном пространстве.
Литература
2. Бессараб С.К. Формирование ценностных основ информационной культуры обучающихся организации среднего профессионального образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 5 (104). С. 155–166. DOI: 10.23859/1994-0637-2021-5-104-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46678755 (дата обращения: 12.10.2025).
3. Гулгелдиева О.Я. Формирование информационной культуры младших школьников: практические кейсы // Научный форум: сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 23 июля 2025 г. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2025. С. 133–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=82660559 (дата обращения: 28.10.2025).
4. Джафаров С. Процесс социализации новой человеческой личности в информационном обществе // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Сер. 1: Педагогика. Психология. Филология. 2016. № 4 (90). С. 36–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37155581 (дата обращения: 20.09.2025).
5. Диванова М.С., Артикбоева З.А. Формирование у обучающихся информационной и нравственной культуры // Российская наука в современном мире: сб. ст. XXXV Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 15 января 2021 г. М.: Актуальность.РФ, 2021. С. 76–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44796969 (дата обращения: 29.09.2025).
6. Колмыкова М.А. Формирование информационной культуры молодежи как условие накопления социального капитала // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2022. № 2. С. 49–54. DOI: 10.17805/trudy.2022.2.5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53853607 (дата обращения: 17.10.2025).
7. Кулебяев М.А. Духовно-нравственные ценности в формировании культуры информационной безопасности // Духовные основы отношений человек – природа: матер. Всеросс. (Национальной) науч.-практ. конф. с междунар. участием, Чебоксары, 26 января 2024 г. Чебоксары: Чуваш. гос. аграр. ун-т, 2024. С. 393–397. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65360210 (дата обращения: 08.10.2025).
8. Культурно-нравственные ценности как приоритеты информационной культуры обучающихся / И.Н. Цветков, А.Л. Цветкова, С.С. Данилюк, Д.В. Селезнев // Современное педагогическое образование. 2024. № 2. С. 41–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=64862005 (дата обращения: 21.09.2025).
9. Лазаревич А.А. Трансформация коммуникационных основ национально-культурной идентичности в условиях глобализации // Веснік Магілеўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. 2008. № 4 (31). С. 55–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23171574 (дата обращения: 14.10.2025).
10. Лазукина З.Ю., Житенева И.С. Формирование информационной культуры личности студента в воспитательной работе вуза // Проблемы художественно-эстетического образования и воспитания в контексте социокультурных вызовов: матер. V Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 75-летию ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, 26 апреля 2024 г. Липецк: Липец. гос. пед. ун-т им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2024. С. 104–106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=69188995 (дата обращения: 02.10.2025).
11. Лозицкая И.М. Формирование информационной культуры субъектов образовательной деятельности в условиях цифровизации образования // Банковская система: устойчивость и перспективы развития: сб. науч. ст. Четырнадцатой Междунар. науч.-практ. конф. по вопросам финансовой и банковской экономики, Пинск, 27 октября 2023 г. Пинск: Полесск. гос. ун-т, 2023. С. 246–249. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59290596 (дата обращения: 30.09.2025).
12. Макаренко Ю.В., Венцель В.А., Краснова Е.Н. Формирование информационной культуры у студентов в процессе обучения как актуальная проблема профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85-1. С. 224–227. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=75995042 (дата обращения: 19.10.2025).
13. Марченкова Е.А. Выявление эффективных информационных образовательных технологий во время развития информационной культуры через базовые национальные ценности // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: матер. VIII Междунар. науч. конф.: в 4 ч., Красноярск, 24–27 сентября 2024 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2024. С. 95–100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=73872983 (дата обращения: 01.11.2025).
14. Мухаметзянов И.Ш. Воспитание информационной культуры обучающихся в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном». М.: Ин-т стратегии развития образования Российской академии образования, 2022. 24 с. (Психолого-педагогические рекомендации по организации и проведению курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50432451 (дата обращения: 09.11.2025).
15. Селезнева Ю.А., Осипов И.В. Формирование информационной культуры детей и подростков посредством обучения созданию позитивного информационного контента // Психолого-социально-педагогический светофор информационной среды: сб. матер. Межрегион. науч.-практ. конф., Липецк, 25 октября 2022 г. Липецк: Липец. гос. пед. ун-т им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. С. 115–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50454053 (дата обращения: 19.10.2025).
16. Сомова Т.Н. Формирование информационной культуры школьников в условиях цифрового общества // Библиотека. Культура. Общество: материалы междунар. науч.-практ. конф., Орел, 12 марта 2025 г. Орел: Орлов. гос. ин-т культуры, 2025. С. 99–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=82377952 (дата обращения: 14.10.2025).
17. Титаренко Л.Г. Социокультурные риски в цифровизации высшего образования // Вышэйшая школа: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. 2025. № 1 (165). С. 16–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=82682484 (дата обращения: 11.10.2025).
18. Хачикян Е.И., Заборина М.А., Рябова И.А. Формирование информационной культуры будущего педагога в образовательном пространстве современного вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-4. С. 310–313. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47499087 (дата обращения: 05.11.2025).
19. Хачикян Е.И., Заборина М.А., Рябова И.А. Формирование информационной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки: проблемы и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2. С. 393–396. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50366243 (дата обращения: 30.10.2025).
20. Ячник И.Д. Формирование информационной культуры педагога как одно из условий эффективности образовательного процесса // Дидактика сетевого урока: матер. IV Междунар. науч.-практич. онлайн-конф., Минск, 02–03 декабря 2021 г. / редкол.: О.А. Минич [и др.]. Минск: Белорусс. гос. пед. ун-т им. Максима Танка, 2022. С. 327–332. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49284836 (дата обращения: 26.10.2025).
21. Егенисова А.Қ., Базарбаева С.К. Болашақ мұғалімдердің ақпараттық мәдениетін қалыптастыру // Colloquium-Journal. 2023. No. 5-1 (164). P. 26–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54377506 (дата обращения: 19.10.2025).
22. Мусавирова Р.Ш. Ташаккули фарҳанги иттилоотӣ дар шароити имрӯза // Вестник Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук. 2025. No. 1–2 (134). P. 235–237. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=82811891 (дата обращения: 21.10.2025).
23. Токторбаев А.М., Талантбекова З. Студенттин кесиптик-педагогикалык маалымат маданиятын калыптандыруу // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. 2022. No. 2 (51). P. 101–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50023898 (дата обращения: 17.10.2025).







