ОБУЧЕНИЕ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ: С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация
Постановка проблемы. В статье рассматривается проблема низкой учебной эффективности китайских студентов в российских вузах. По мнению автора, это обусловлено особенностями их традиционной системы межличностных отношений.
Цель статьи – на основе анализа особенностей межличностных отношений и учебного взаимодействия китайских студентов выявить причины их низкой учебной мотивации в российской образовательной среде и дать методические рекомендации для преподавателей русского языка как иностранного.
Методология и методы исследования. В основе работы лежат анализ научной литературы в области педагогики и методики преподавания русского языка как иностранного, а также обобщение опыта, полученного в ходе личной педагогической практики автора по обучению китайских студентов на филологическом факультете РУДН.
Результаты исследования. Выявлены и проанализированы ключевые особенности учебного поведения китайских студентов (коммуникативная пассивность, избегание межкультурных контактов, специфическое восприятие роли преподавателя), оказывающие прямое влияние на их академическую успеваемость. В качестве решения предложена поэтапная методика преподавания, адаптирующая педагогическое взаимодействие к выявленным особенностям.
Заключение. Преодоление учебной инертности китайских студентов требует от преподавателя не только понимания культурно-обусловленных моделей поведения, но и целенаправленной корректировки педагогических стратегий. Применение дифференцированной методики, учитывающей этап обучения, позволит существенно повысить эффективность обучения.
Литература
2. Балыхина Т.М., Чжао Юйцзян. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления: монография. М.: РУДН, 2010. 336 с. URL: https://knigogid.ru/books/1939774-ot-metodiki-k-etnometodike-obuchenie-kitaycev-russkomu-yazyku-problemy-i-puti-ih-preodoleniya (дата обращения: 28.10.2025).
3. Дасуев М.Л., Борщигова И.А. Проблемы и перспективы обучения иностранных студентов русскому языку в вузах // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 13 (8). С. 241–249. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54401946 (дата обращения: 28.10.2025).
4. Карапетян К.А. Город как пространство адаптации студентов-мигрантов (на материале исследования проблем адаптации студентов из КНР в Иркутске). 2023. С. 137–141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54967031 (дата обращения: 28.10.2025).
5. Кожевникова Е.В., Трубчанинова М.Е. Проблемы учебного речевого общения на русском языке (из опыта преподавания в России и в Китае) // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № (2). С. 159–163. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-uchebnogo-rechevogo-obscheniya-na-russkom-yazyke-iz-opyta-prepodavaniya-v-rossii-i-v-kitae (дата обращения: 28.10.2025).
6. Кролевецкая Е.Н., Михайлова Д.И., Шеховская Н.Л. Оценка влияния структурных компонентов образовательной среды вуза на становление будущего педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 6. С. 670–679. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49326571 (дата обращения: 28.10.2025).
7. Ли Цзяни. Проблемы социокультурного характера у китайских студентов, обучающихся за рубежом, и способы их решения // Современный ученый. 2024. № 5. С. 145–149. DOI: 10.58224/2541- 8459-2024-5-145-149
8. Люй Синь. Особенности образовательной мотивации учащихся с различным уровнем само-оценки // Современный ученый. 2024. № 5. С. 238–243. DOI: 10.58224/2541-8459-2024-5-238-243
9. Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного. Опыт системно-функционального анализа: монография. М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 1998. 319 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ztaeye (дата обращения: 28.10.2025).
10. Мясищев В.Н. Психология отношений: монография. М.: Изд-во Ин-та практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1995. 356 с. URL: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Myasishhev-V.N.-Psihologiya-otnoshenij.pdf?ysclid=mhakb3dtbc120622626 (дата обращения: 28.10.2025).
11. Обидина М.М. Средовые особенности образовательного пространства вуза и их роль в формировании компетенции межкультурного взаимодействия обучающихся // Современный ученый. 2024. № 5. С. 302–307. DOI: 10.58224/2541-8459-2024-5-302-307
12. Стрельчук Е.Н. Русская речевая культура инофонов: лингводидактический аспект: монография. М.: РУДН, 2016, 351 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008664266 (дата обращения: 28.10.2025).
13. Тань Яньцзе. Этнопсихологические особенности обучения китайских учащихся // Молодой ученый. 2017. № 17 (151). С. 288–291. URL: https://moluch.ru/archive/151/42833 (дата обращения: 18.11.2024).
14. Тихих Е.В. Уровень проявления аккультурационного стресса иностранных студентов в условиях поликультурной образовательной среды (на примере СИБГУ им. М.Ф. Решетнева) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2023. № 1 (63). С. 181–189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50435496 (дата обращения: 28.10.2025).
15. Фахрутдинова М.Т. Этнопсихологические особенности изучения русского языка как иностранного // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LVI Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2016. № 1 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopsihologicheskie-osobennosti-izucheniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 28.10.2025).
16. Харитонова О.В., Баранова С.Е. Культура устной речи преподавателя русского языка как иностранного: педагогическое говорение // Мир науки. 2018. Т. 6, № 5. С. 1–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36775488 (дата обращения: 02.11.2025).
17. Chunyan Liu, Yan Jiao, Wenting Qiu (2022). The roles of language aptitude and online self-regulated learning in foreign language achievements. Language Teaching Research Quarterly, 31, 83–100. DOI: 10.32038/ltrq.2022.31.07
18. Zubkov, A.D. (2023). Principles of constructing ‘professional foreign language’ course integrating massive open online course. Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya [World of Science, Culture, and Education], 5 (102), 153–155. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-5102-153-155







