PАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация
Проблема и цель. В статье представлен региональный опыт международного сотрудничества по вопросам помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае. Описаны инновационные формы организации совместной деятельности университетов разных стран – Международные институты, Международный консорциум институтов; представлены результаты работы данных структур. Цель статьи – подвести итог международного сотрудничества созданных на базе КГПУ им. В.П. Астафьева Международного института аутизма и Международного института мониторинга достижений обучающихся со значительными ограничениями.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение опыта международного сотрудничества созданных институтов по вопросам помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае.
Результаты. Разработанные технологии и содержание межведомственного сотрудничества получили развитие в научно-исследовательских, образовательных и социальных проектах, которые способствуют развитию системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Наряду с расширением количества инновационных практик образования и сопровождения детей с ОВЗ происходит расширение форм и методов совершенствования профессиональной подготовки кадров для работы с детьми данной категории.
Заключение. Проведенный анализ изменений в системе образования и сопровождения детей с ОВЗ в Красноярском крае позволяет утверждать, что представленный опыт международного сотрудничества ученых и практиков является продук-тивным.
Литература
2. Артемьева Н.В., Мамаева А.В., Постникова Н.Н. Содержание и процедура оценивания знания букв у младших школьников с умеренной умственной отсталостью // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38).С. 123–129. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34338834.
3. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391–410. URL: http://psychlib.ru/mgppu/vur/vur-0331.htm#$p33.
4. Говорящие уроки: интерактивная среда для мониторинга учебных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: https://www.talking-lessons.com .
5. Замский X.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М.: НПО «Образование», 1995. 400 с. URL: http://schzk-omut.ucoz.ru/metoda/book/kh.zamskij.pdf .
6. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. 104 с. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0267/6_0267-1.shtml .
7. Мамаева А.В. Апробация технологии мониторинга навыка чтения обучающихся с умственной отсталостью с использованием сенсорного экрана // Итоговый сборник II Всероссийского съезда дефектологов. М., 2017. С. 271–277.
8. Мамаева А.В., Тича Р., Абери Б. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (на примере навыка чтения) // Особые дети в обществе: сб. науч. докл. и тез. выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. С. 150–155. URL: http://kgbou5.ru/assets/files/metodicheskiy_kabinet/sbornik.pdf .
9. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. 10-е изд., стереотип. М.: Академия, 2010. 400 с.
10. Черенёва Е.А., Володенкова Е.А. Влияние детско-родительских отношений на проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. Сер.: Психология личности URL: http://chamo.lib.tsu.ru/lib/item?id=chamo:621566&theme=system .
11. Черенёва Е.А., Володенкова Е.А. Межведомственная модель организации системы помощи детям С РАС в Красноярском крае. // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 4 (53). С. 19–26. URL: http://psyjournals.ru/autism/2016/n4/chereneva_volodenkova.shtml .
12. Черенёва Е.А. Международный институт аутизма как ресурс современных практик системы высшего образования в реализации системы помощи лицам с аутизмом // Сибирский вестник специального образования. 2014. № 1 (13). С. 86–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21849941 .
13. Черенёва Е.А., Богдашина О.Б., Казанова М., Ли С. Модернизация идей исследования аутизма и развития системы помощи людям с аутизмом в России: от региональной инициативы к глобализации решений // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. С. 131–140. URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/35740.php .
14. Comparison of Different Scoring Procedures for the CBM Maze Selection Measure [Электронный ресурс] / M.M. Wayman,R. Tichá, T. Wallace, C.A. Espin, H.I Wiley, X. Du,J. Long // Technical Report. 2009. № 10. Режим доступа: URL: https://www.progressmonitoring.org/pdf/tr10asls.pdf .
15. Dainty H., Graves L., Locke-Callender A., Мамаева А.В. Зарубежный опыт составления индивидуального плана обучения детей с ограниченными возможностями (на примере штата Теннесси) // Образование и социализация личности в современном обществе: матер. IX Междунар. науч. конф. Красноярск, 15–17 июня 2014 г. / ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. С. 483–496.
16. General Outcome Measures for Students with Significant Cognitive Disabilities: Pilot Study [Электронный ресурс] / T. Wallace, R. Tichá // Technical Report. 2007. № 12 URL: https://www.progressmonitoring.org/pdf/tr12sigcog.pdf .
17. Wallace T., Tichá R. Extending Curriculum-Based Measurement to Assess Performance of Students with Significant Cognitive Disabilities // A Measure of Success. The Influence of Curriculum-Based Measurement on Education. 2012. P. 211–221.
18. Wallace T., Tichá R., Gustafson K. Technical characteristics of general outcome measures (GOMs) in reading for students with significant cognitive disabilities // Reading & Writing Quarterly. 2010. Vol. 26 (4). P. 333–360.